Я говорю себе: «Брось, у тебя не получится, зачем терять время?» Откажись от «недостижимых» целей. Благодаря трезвому взгляду на мир ты сможешь сэкономить время и уберечь себя от страданий...
Выбор быть беспомощным сам по себе является неудачей
Все мы временами чувствуем себя беспомощными. Довольно часто мы сталкиваемся с задачами, которые вызывают у нас страх и заставляют поверить, что мы с ними не справимся. Однако также часто мы преодолеваем это чувство. В этом нам помогает целеустремленность, вера в собственные силы и помощь близких. Благодаря им легко поверить, что нет ничего невозможного.
Однако некоторые всё же предпочитают быть беспомощными. Им не нравится это чувство, но они убеждены, что оно защищает их от неудач и их последствий. Они следуют правилу, согласно которому, если они выходят на путь, заблокированный слишком большим препятствием, лучше вернуться и поискать другой путь или стоять на месте, потому что попытка взобраться на препятствие может обернуться для них чем-то не приятным
А между тем застрять на месте - это не успех, а провал...
Как человек учится быть беспомощным?
Феномен функционирования в качестве жертвы или человека, не способного мужественно переносить свою неизменную судьбу, был открыт в 1965 году Мартином Селигманом.
Ряд исследований проведённых позже доказали, что не только животные, но и люди очень быстро учатся беспомощности. Более того, было обнаружено, что существует высокая вероятность «заразиться» беспомощностью от окружения.
Дефицит, связанный с чувством беспомощности
По Селигману, выученная беспомощность связана с дефицитом в трёх сферах:
- Когнитивные дефициты – человек убежден, что не контролирует реальность и не в состоянии решить свои проблемы. Это означает, что человек не прилагает никаких усилий для изменения ситуации, и, следовательно, у него не вырабатывается положительных, эффективных привычек в повседневной жизни. Такая ситуация снижает самооценку и затрудняет совершение каких-либо действий в будущем.
- Мотивационные дефициты - заставляют человека чувствовать себя немотивированным к действию и в ситуациях, когда другие ставили бы цели и стремились к их достижению, он не знает, что делать, чтобы улучшить своё положение и не верит, что любые действия могут положительно повлиять на его судьбу.
- Эмоциональный дефицит – чувство беспомощности сильно связано с хронической усталостью, а также сильным страхом перед последствиями как действия, так и бездействия, при этом мысль о последствиях бездействия не мотивирует человека к работе, а приводит к ухудшению психического состояния, вызывающее различные расстройства и даже депрессию!
«Это проще, чем вы думаете»
Изменение отношения — хотя это может быть самым трудным шагом в лечении выученной беспомощности, это также и самый важный шаг.
Вера в то, что человек не имеет никакого влияния на собственную жизнь, является главным тормозом для человека, который научился быть беспомощным. Ничто так не мотивирует, как первые успехи, даже если они небольшие и могут показаться другим несущественными.
В своей статье «Теория выученной беспомощности» Сильвия Ключиньска пишет, что люди, страдающие выученной беспомощностью, нуждаются в обучении социальным навыкам, благодаря им человек учится новому поведению, облегчающему установление отношений с окружающей средой.
Она также считает, что каждый, даже небольшой успех в преодолении беспомощности, должен вознаграждаться, ведь положительный опыт в результате проявления инициативы мотивирует и учит, что активные действия окупаются.