Возрастное ограничение 16+.
Представьте, что город — это сцена, где происходит одновременно действие тысячи спектаклей.
Однажды Степан Пектеев (среди прочего режиссер БДТ) тоже внимательнее вгляделся в Петербург и поставил настоящий спектакль прямо внутри улиц и среди прохожих. И назвал его SOMNUM, что в переводе с латинского означает «сон».
В основу сюжета спектакля легли истории улиц и домов, игравших важную роль в жизни города и всей страны в период расцвета Российской империи. Согласитесь, невозможно представить декораций дороже и прекраснее, чем фасады домов, набережные и улицы парадного Петербурга. А каждый зритель видит свой сон с участием артистов во время спектакля через подзорную трубу-монокуляр.
Вместе с исследовательницей архитектурных деталей Петербурга Ксенией Сидориной мы зашли за кулисы импровизированной сцены и прогулялись по маршруту, вдохновенному SOMNUM.
Составьте нам компанию и вы.
Первая точка нашей прогулки
— Павильон погоды на Малой Конюшенной улице, почти на углу с Чебоксарским переулком.
Павильон погоды задумали поставить в 1911 году для того, чтобы все желающие могли узнать точное время, температуру воздуха, давление и другие показатели, связанные с погодой.
Постройку еще называют «Павильон Лансере» — по фамилии архитектора, ее спроектировавшего. И если насчет даты появления идеи историки не спорят, то вот насчет даты установки павильона мнения расходятся. По одним сведениям это случилось в 1914 году — в военное время, а по другим — лишь в 1923 году.
Изначально павильон стоял на углу Малой Конюшенной и Невского проспекта, а не там, где мы видим его сегодня. В 1930-е годы павильон перенесли на Елагин остров, где он простоял около 70 лет, постепенно разрушаясь. И снова загадка: некоторые исследователи утверждают, что его использовали как билетную кассу. Посмотрите сами, поместился бы туда человек?
В 2018 году по инициативе потомка Николая Лансере павильон отреставрировали и вернули на Малую Конюшенную, но уже вглубь улицы. Он больше не замеряет никаких погодных показателей, но показывает точное время. За то его и любят горожане.
Вторая остановка совсем рядом
— на Чебоксарском переулке, 2. Это «писательский небоскреб» — склад, лазарет, дом для музыкантов Придворного хора и оркестра, и, наконец, после надстройки в 1930-х годах двух дополнительных этажей, дом, где поселили советскую писательскую элиту.
Правда, два этажа надстройки получились как один дореволюционный в высоту, так что дом называли «недоскребом».
Тут жили и творили Михаил Зощенко, Ольга Форш, Евгений Шварц, Вениамин Каверин, Николай Заболоцкий, Всеволод Рождественский. У литературоведа Бориса Томашевского гостила Анна Ахматова. В гости приходил Иосиф Бродский, Александр Введенский, Даниил Хармс, Анатолий Мариенгоф, Дмитрий Шостакович, Святослав Рихтер.
Если есть время — загляните в крошечный музей-квартиру Зощенко. Тут полностью сохранилась обстановка рабочего кабинета писателя — даже со всеми личными вещами. А вот и паблик музея — посмотреть расписание работы и узнать о новостях.
Пойдемте, нам к Спасу на крови
— по Чебоксарскому переулку на набережную канала Грибоедова, посмотрите на воду, вдохните, а затем поверните налево. Храм не пропустить. Идемте же!
Если бы часы на павильоне погоды показывали, как бежало время для Спаса на крови — то стрелкам приходилось бы то бшнн бжть, то заааамееедляяяяться.
Смотрите сами:
- В 1881 году убивают императора.
- Спустя день решено строить церковь.
- Чуть больше месяца — и появляется временная часовня.
- Через 9 месяцев представлены 26 архитектурных проектов.
- Спустя 3 месяца их увидит император — и не одобрит ни одного!
Всего через месяц — на столе еще 31 проект, и снова император выбирает. В этот раз — успешно.
Заложили храм в 1883 году, а освятили в 1907. Спустя 24 года. Тик-так.
Теперь — в Михайловский сад.
Тут вас ждет история откопанного из небытия моста, перекинутого через засыпанный когда-то пруд.
Посмотрите на мост прямо перед вами. Не позднее 1826 года его спроектировал архитектор Карл Росси, автор, например, Главного штаба или Михайловского дворца. А тут — крошка-мостик. И тоже его детище. Правда, из-под земли его достали только в начале ХХI века — долгие годы он провел под землей. Дело было так.
Сад, который сейчас раскинулся вокруг вас, сначала по моде времени был регулярным — то есть ну очень аккуратным, с точной планировкой, геометрическими формами и строгой красотой. Позднее, в 1820-х, в моду вошли английские сады, больше напоминающие лес. Тогда территорию трансформировали согласно новым вкусам — прудам придали неправильную, чуть более «природную» форму, а через один из них перекинули чугунный — взамен деревянного — мостик.
Верой и правдой служил он императорской семье, до самого 1895 года. А затем, в начале ХХ века, пруд обмелел и его засыпали, а на территории устроили мастерские по обработке мрамора. Чугунное кружево моста врастало в землю все больше и больше, пока совсем не скрылось из виду.
Только с самом начале 2000-х во время реставрации сада работники решили покопаться рядом с мостом — и обнаружили, что все это время чугун Росси был тут! Приняли решение снова выкопать пруд и вернуть мосту его изначальный внешний вид.
Пройдите по мосту. Прикоснитесь к металлу.
Это будет наша последняя остановка
— агитка-музей, кабинет безумного врача.
До нее придется пройти чуть больше, чем до предыдущих — и работает она по своему, особенному, расписанию.
Музей расположен по адресу Итальянская улица, дом 25. Открыт он прямо сейчас или нет лучше посмотреть на сайте. Не пугайтесь дизайна — расписание, справа, на голубом баннере.
Музей гигиены появился в 1919 году. Его целью было просвещение, но по некоторым экспонатам кажется, что под просвещением понимали запугивание. Тут есть дореволюционные предметы, раннесоветские, и современные. Все объединяет одно — стремление напугать зрителя, заставить его как можно чаще мыть руки и как можно больше есть клетчатки.
Но вы не пугайтесь. Открывайте дверь, заходите, проведите тут часок.
Спасибо за прогулку!
А хотите еще познакомиться с настоящими петербургскими персонажами?
SOMNUM — спектакль, в котором 20 артистов играют спектакль для 40 зрителей. Некоторые из них играют роль проводников, другие высвечивают детали зданий, которые скрыты от глаз (например, гнездо ворон на Эрмитаже), третьи говорят со зрителем из наушников.
Все роли исполняют артисты петербургских театров, среди которых БДТ им. Товстоногова, Балтийский дом, театр «Цех» и другие. А еще в спектакле участвует лошадь. Имя актрисы — Госпожа Лимония.
И если по нашему небольшому маршруту можно прогуляться в любое время года, то возможность увидеть SOMNUM зависит от погоды. Спектакль метеозависим. Успевайте до конца сентября и бронируйте билеты уже сейчас.