Красота важна как в искусстве, так и в науке. Учёные с готовностью признают, что логические рассуждения иногда переоцениваются, и утверждают, что стремление к красоте является неотъемлемой частью научного процесса. На разработку научных теорий могут уйти годы, и в течение этого времени эстетические соображения играют очень важную роль. Такие фундаментальные труды, как «Метафизика» Аристотеля или «Оптика» Ньютона, гениальны элегантностью своей логики.
Многие ученые находят удовлетворение в созерцании и описывают свои исследования как поиск красоты в решениях. В «Апологии математика» британский ученый Харди так и заявляет: «Математика интересует меня только как искусство» (A Mathematician's Apology, G.H.Hardy, 1941, стр. 30).
С другой стороны, некоторые из самых известных творцов часто ставят метод выше эстетических соображений. Бах, блестящий манипулятор готовыми формулами, считал себя мастером своего дела: «Мне приходится очень много работать; тот, кто работает так же усердно, добьется такого же успеха». Красота не была единственной целью его музыки, это была математика.
Подход Стравинского к музыке тоже был трудоемким и структурированным. Он считал музыканта «ремесленником», чьи материалы, ритм и тона (лично своим строительным материалом он называл интервалы), сами по себе содержат столько же выразительности, сколько необработанный камень или «плотницкая балка» (не помню где прочла).
Этим же принципом руководствовался постимпрессионист Сёра: «Видеть поэзию в том, что я написал … Нет, я применил свой метод, и это все, что я сделал» (Post-Impressionism: From Van Gogh to Gauguin, John Rewald, 1956, стр. 86).
Великие художники столь же дисциплинированны, как ученые. От полотен Матисса веет умственной гимнастикой ученого во время формирования гипотезы. Матисс говорил: «Наступает момент, когда окончательные отношения между всеми частями картины найдены, и тогда я уже ничего не могу изменить в ней, разве что написать ее заново» (Журнал «Золотое руно» № 6 за 1909 год, стр. VII). Жорж Брак же сказал (дословно): "Я люблю правило, которое корректирует эмоцию». Похоже художники могут дать фору в дисциплине ученым :).
Несомненно одно: истинные создатели полностью посвящают себя своим задачам. Независимо от того, талант это или навыки, нестерпимое желание опровергнуть устоявшееся мнение или надежда открыть новую закономерность – те, кому удается убедить мир в своем инновационном видении, оставляют красивый след в истории человечества.