Найти тему

Красота и метод

Автограф первой страницы Adagio из скрипичной сонаты Баха BVW 1001 http://www.jsbach.net/
Автограф первой страницы Adagio из скрипичной сонаты Баха BVW 1001 http://www.jsbach.net/

Красота важна как в искусстве, так и в науке. Учёные с готовностью признают, что логические рассуждения иногда переоцениваются, и утверждают, что стремление к красоте является неотъемлемой частью научного процесса. На разработку научных теорий могут уйти годы, и в течение этого времени эстетические соображения играют очень важную роль. Такие фундаментальные труды, как «Метафизика» Аристотеля или «Оптика» Ньютона, гениальны элегантностью своей логики.

Многие ученые находят удовлетворение в созерцании и описывают свои исследования как поиск красоты в решениях. В «Апологии математика» британский ученый Харди так и заявляет: «Математика интересует меня только как искусство» (A Mathematician's Apology, G.H.Hardy, 1941, стр. 30).

С другой стороны, некоторые из самых известных творцов часто ставят метод выше эстетических соображений. Бах, блестящий манипулятор готовыми формулами, считал себя мастером своего дела: «Мне приходится очень много работать; тот, кто работает так же усердно, добьется такого же успеха». Красота не была единственной целью его музыки, это была математика.

Подход Стравинского к музыке тоже был трудоемким и структурированным. Он считал музыканта «ремесленником», чьи материалы, ритм и тона (лично своим строительным материалом он называл интервалы), сами по себе содержат столько же выразительности, сколько необработанный камень или «плотницкая балка» (не помню где прочла).

Дирижер Игорь Стравинский, https://biographe.ru/
Дирижер Игорь Стравинский, https://biographe.ru/

Этим же принципом руководствовался постимпрессионист Сёра: «Видеть поэзию в том, что я написал … Нет, я применил свой метод, и это все, что я сделал» (Post-Impressionism: From Van Gogh to Gauguin, John Rewald, 1956, стр. 86).

Великие художники столь же дисциплинированны, как ученые. От полотен Матисса веет умственной гимнастикой ученого во время формирования гипотезы. Матисс говорил: «Наступает момент, когда окончательные отношения между всеми частями картины найдены, и тогда я уже ничего не могу изменить в ней, разве что написать ее заново» (Журнал «Золотое ру­но» № 6 за 1909 год, стр. VII). Жорж Брак же сказал (дословно): "Я люблю правило, которое корректирует эмоцию». Похоже художники могут дать фору в дисциплине ученым :).

Несомненно одно: истинные создатели полностью посвящают себя своим задачам. Независимо от того, талант это или навыки, нестерпимое желание опровергнуть устоявшееся мнение или надежда открыть новую закономерность – те, кому удается убедить мир в своем инновационном видении, оставляют красивый след в истории человечества.