Матфей предлагает такую притчу:
"И еще представьте себе: один человек, уезжая в чужие края, созвал своих слуг и оставил на них свое имущество. Одному он дал пять талантов серебра, другому два таланта серебра и третьему один — каждому по силам, а сам уехал. Тот, кто получил пять, тотчас пустил их в дело и нажил еще пять. Получивший два таланта серебра тоже нажил еще два. А получивший один талант серебра пошел и закопал деньги своего господина в землю. Прошло много времени, и вот возвращается хозяин слуг и требует у них отчета. Получивший пять талантов пришел и принес еще пять. „Господин мой, — сказал он, — ты дал мне пять талантов, смотри, я нажил еще пять“. Хозяин сказал ему: „Хорошо, ты добрый и верный слуга. Ты был верен в малом деле, я поручу тебе большое. Иди на мой пир“. Пришел и второй — с двумя талантами серебра — и сказал: „Господин мой, ты дал мне два таланта, а я нажил еще два“. Хозяин ему сказал: „Хорошо, ты добрый и верный слуга, ты был верен в малом деле, я поручу тебе большое. Иди на мой пир“. Пришел тот, кто получил один талант серебра. „Господин мой, — сказал он, — я знаю, что ты человек безжалостный: жнешь там, где не сеял, и собираешь там, где не рассыпал. Я боялся тебя и зарыл твои деньги в землю. Вот они, держи свои деньги“. Тогда господин ему ответил: „Негодный и ленивый слуга! Ты знал, что я жну там, где не сеял, и собираю там, где не рассыпал. Так тебе надо было положить мои деньги в банк, тогда, вернувшись, я получил бы свое с процентами. Заберите у него этот талант и отдайте тому, у кого десять. Тому, у кого есть, будет дано еще, и будет у него избыток, а у кого нет, у того и то, что есть, отнимется. А негодного этого слугу выбросьте вон, во тьму, где будет плач и зубовный скрежет“. (Мф 25:14-30)
Есть такая поговорка: "Кто не рискует, тот не пьёт шампанского". И это действительно так: расчет, метод и система решают далеко не всегда - чтобы добиться успеха нам порой приходится рисковать. Рискнул, повезло, успех - самое время для шампанского. Конечно, всё далеко не так просто, но в жизни без риска не обойтись - только риск открывает нам дорогу через неизвестное. Яркий пример - Иисус, который рискнул и шагнул в смерть. И через этот риск он вошёл в славу воскресшего Христа.
Матфей предлагает нам притчу о риске. Это история о трёх слугах. Их господин уехал и дал каждому кучу серебра: талант - это реально много. Все слуги - разные, поэтому и серебро они получили по-разному: один пять талантов, другой два, а третий - один талант. Каждому дано по силам.
Что делают слуги? Двое пустили деньги в оборот и удвоили сумму. Они рискнули и добились успеха. А третий решил не рисковать и просто закопал серебро в землю - от греха подальше. Ты дал мне талант серебра? Я тебе его отдам- чётко и безопасно.
Но, вот вернулся господин. Двое слуг приносят ему огромное богатство и теперь их ждёт пир у господина. Они рискнули и теперь их судьба меняется в лучшую сторону.
Участь третьего печальна. Господин в гневе - ему не нужен этот талант серебра. Ему нужно больше. Матфей подчеркивает: Господин собирает там, где не сеял. Поэтому судьба того, кто выбрал безопасность и ничегонеделание резко меняется к худшему. Слуга уволен - выброшен в нищету, на улицу.
В этой притче Иисус говорит нам кое-что важное о Царстве Бога. В Божье Царство, на Божий пир, не попасть просто так. Каждому из нас в своё время и на своём месте придётся рискнуть.
Почему? Потому что Бог - это не только дар. Бог - это вызов. Для автора Евангелия от Матфея это очень важно - он видит, что мы должны внести свой вклад в дело Божье.
Но, как? У каждого из нас есть силы и способности. Каждый из нас может вложить их в дело Бога. Это дело - Царство Божье. Сегодня мы знаем это Царство как Церковь, как общину. И Бог ждёт, что мы рискнем и отдадим себя этому Царству так, чтобы оно удвоилось! Бог хочет, чтобы наши дела привели к росту наших общин. К росту Царства Божьего среди нас.
Обратите внимание: в притче слуги не получают прямой выгоды - всё, что они заработали остаётся у хозяина. Это показывает, что мы работаем не на себя. И наша задача не в том, чтобы прокачаться и стать каким-то
особо крутым - сильным или праведным. Наша цель в том, чтобы сделать что-то для другого. А это не так просто, ведь сначала мы хотим позаботиться о себе. Это сложный выбор: или - или. И вот тут, Бог ждёт, что мы рискнем и вложимся в другого. Вложимся в общину.
Конечно, риск не даёт никаких гарантий - можно рискнуть и проиграть. Нам это очень хорошо знакомо. Мы рискуем и проигрываем в наших делах. Мы рискуем и проигрываем в вере - так тоже бывает. Порой, мы проигрываем каждый день. Но, Иисус говорит о том, что самое страшное – это вообще ничего не делать. Если на своём пути в общине ты рискнул и ошибся, у тебя есть прибежище в милосердии Бога. А если ты остался сам по себе, закопал свой талант, то ты и Бога потерял - потому что христианская община состоит из тех, кто рискнул и открылся друг другу. Из тех, кто рискнул и в общении друг с другом нашёл Бога. К этому призвал нас Господь.
"Кто не рискует, тот не пьёт шампанского". Мы видим, что те, кто рискнул, пируют со своим Господином. Мы тоже хотим, чтобы наш риск во имя Господне был вознагражден. И поэтому мы просим:
Боже милостивый и щедрый!
Дай нам мужество быть друг для друга сёстрами и братьями, разделяя тяготы и радости нашей жизни. Силой Святого Духа дай нам мужество рисковать и делать шаг вперёд даже тогда, когда наш путь теряется во мраке. Благослови наш риск, Господи. Аминь.