Скандалы и ограничения сопровождали Орсона Уэллса всю творческую карьеру. Он ворвался в кинематограф в начале 1940-х с бесшабашным невежеством, но полный стремления создать нечто оригинальное, свежее, новое.
«Вундеркинд» - именно такую характеристику можно дать Уэллсу, если смотреть на его детские годы. Уже с юных лет он отлично рисовал, играл на фортепиано и скрипке. В тринадцатилетнем возрасте он знал наизусть всего Шекспира и ставил пьесы в школьном театре. За что бы он ни брался, он получал поощрения от своей матери. Тем не менее, он довольно рано лишился родителей и уже с малых лет привыкал к самостоятельности.
В школьные годы за ним закрепилась слава необычного ребенка, не такого, как все. Таким он был и в жизни — крайне самостоятельным в собственных решениях, волевым, упрямым, готовым идти на компромиссы только на своих условиях, готовым к конфликтам, если это было необходимо.
Еще до кинематографа, работая на радио, он поднял на уши всю Америку постановкой «Войны миров». Радиоспектакль, который Уэллс вел в одиночку, отличался таким реализмом, что слушатели всерьез поверили, что на США напали полчища марсиан, а вся постановка — это включение прямого эфира с места событий. Шум был огромный. Люди на полном серьезе впадали в панику, телефонные линии министерств и служб раскалялись до красна — жители требовали прояснить обстановку и принять меры против иноземного вторжения. Перед автором всерьез замаячили перспективы попадания за решетку. Уэллсу пришлось оправдываться в официальных СМИ и приносить свои извинения. Но именно тогда он понял, какие выгоды можно получить от широкого общественного резонанса. Кроме того, постановка радиоспектакля сделала его известным и знаменитым на всю Америку.
В то время киностудия «RKO Pictures» искала режиссера, который смог бы влить новую кровь. Выбор продюсеров пал на Уэллса. Новоиспеченный кинорежиссер подписал необычный уже для того времени контракт, по которому он имел полное право выбрать любой сценарий, работать с ним по собственному усмотрению и снимать так, как считает нужным только он. Уэллс пришел в кино из театра, абсолютно не разбираясь в съемочных нюансах. Он привык все делать сам: ставить свет, искать ракурсы, заниматься другой работой, которая не входит в компетенцию режиссера. На его счастье, однажды на студию заявился один из лучших операторов тех времен Грегг Толанд, который взял в свои руки всю работу по освещению и съемке. Это был необыкновенный тандем, учитывая профессионализм Толанда и решительность Уэллса совершать нестандартные ходы.
Фильм «Гражданин Кейн» стал прорывом в истории кино. Нам сейчас трудно понять почему. За 80 лет, которые прошли с той поры, многие оригинальные по тем временам ходы воспринимаются современным зрителем как нечто само собой разумеющееся, наш глаз давно привык к этому. Но тогда это было настоящим новаторством. Необычная композиция картины, когда сюжет основывается на многочисленных флешбеках, словно на кусочках паззла, операторские ракурсы, внутрикадровый монтаж, отсутствие знаменитостей на экране — этот фильм ближе к европейскому авторскому кино, чем к голливудским стандартам. Можно много говорить об оригинальности «Гражданина Кейна», а можно просто дать слово одному из ведущих кинообозревателей той поры Босли Краузеру:
Фильм близок к тому, чтобы называться самой блестящей картиной из когда-либо снятых в Голливуде.
Картина провалилась в прокате, во многом из-за того, что тогдашний медиамагнат Уильям Херст усмотрел в Кейне пародию на самого себя. Херст был одним из влиятельнейших персон в США, он владел несколькими газетами и был основателем «желтой журналистики». Если на севере Штатов фильм смог собрать некоторую аудиторию, то на юге, где информация к людям поступала в основном из газет, о фильме практически никто не узнал — медиа Херста устроили «антирекламный бойкот» произведению Уэллса, а сам Херст подал в суд на молодого режиссера.
«Гражданин Кейн» вознес Уэллса на вершину кинематографического искусства и одновременно стал камнем преткновения для дальнейшей карьеры. С тех пор голливудские продюсеры с опаской относились к личности Уэллса, зная его бескомпромиссность и стремление все сделать не так, как принято. Сам Уэллс с улыбкой и пониманием относился к сложившейся ситуации, считая, что Голливуд имеет право на собственные законы, и каждый, кто работает в этой структуре должен принимать правила игры. Однако, в душе он всегда оставался самим собой. По сути он стал первым независимым режиссером в истории индустрии, снимая дальнейшие фильмы на собственные деньги.
Именно это обстоятельство не позволило Уэллсу закончить массу проектов. Так, он мечтал снять «Дон Кихота», но работа постоянно прерывалась их-за отсутствия денег. Уэллс однажды пожаловался, что 98 процентов собственного времени он тратит на организационные вопросы, и лишь 2 — на настоящее творчество.
Наглядным примером того, что режиссер мог привнести в любую картину, если бы имел возможность абсолютного влияния на конечный «продукт», является фильм «Печать зла». Продюсеры полностью перемонтировали черновой вариант монтажа, предложенный Уэллсом, а сама картина получила категорию «B». И лишь через сорок лет киномир увидел режиссерскую версию фильма. «Печать зла», возможно задним числом, была признана одним из шедевров кинематографа.
Уэллс был не только режиссером-новатором, но и лучшим актером современности. Даже несмотря на то, что в основном он играл роли отрицательных персонажей, он обладал какой-то особенной чертой воплощать в себе художественный образ. Он одновременно оставался самим собой, но при этом полностью растворял свою личность в персонаже. До конца своих дней Уэллс жалел, что не получил возможность сыграть крестного отца в одноименном фильме Фрэнсиса Копполы. Эта роль, как известно, досталась Марлону Брандо.
Орсон Уэллс, этот капризный гений, везде соблюдает личный интерес и прямо говорит нам следующее: «прошу прощения за то, что я негодяй; моей вины нет в том, что я гений; я умираю, любите меня».
Франсуа Трюффо
«Великолепных Эмберсонов» я посмотрел на несколько лет раньше и долго был под сильным впечатлением. А увидев «Гражданина Кейна», был столь же ошарашен, сколь и все вокруг.
Федерико Феллини
После «Печати зла» его творческий путь постепенно начал клониться к закату. Пришла новая волна режиссеров, с новыми сюжетами, с новой проблематикой. Они свободно обращались с цветом в кино, находили свой киноязык, но при этом не боялись признаться, что являются заочными учениками Уэллса. Кто знает, сколько бы еще великих фильмов мог снять создатель «Гражданина Кейна», если бы не постоянные проблемы с финансами и голливудскими начальниками?
В октябре 1985 года Уэллс дал интервью на шоу Мерва Гриффина. Для режиссера эти съемки оказались последними. Через два часа он скончался от сердечного приступа в своём доме в Голливуде.
Он был тем гением, который успел сделать достаточно, но мог бы сделать намного больше.
-----
Уголок киномана
Что еще можно посмотреть, если понравился «Гражданин Кейн» (+++++):
- «Нефть» (+), Пол Томас Андерсон
- «Злые и красивые» (+), Винсент Миннелли
#орсонуэллс #кино