Навстречу Столетию СССР
Когда хотят показать, какими были отношения между народами в Советском Союзе, часто рассказывают такую вполне реальную историю.
Ночь застала многих водителей на ведущей на юг трассе. Нужно становиться на ночлег. Один встал, другой, третий. К импровизированному лагерю присоединились другие проезжавшие. Лагерь оказывается интернациональным. Здесь русские, украинцы, грузины, армяне, латыш, узбек… Ещё несколько национальностей из республик огромного Союза. Улыбаются, знакомятся, жмут руки. Снесли каждый свои припасы к общему столу. А когда подкрепились, песни запели. Один запел, другие подхватили. Пошли песни на русском, украинском, грузинском…
Разумеется, этим людям расскажи тогда, что через несколько десятков лет со ставшей вотчиной нацистов Украиной будет воевать «демократическая» Россия, они послали бы такого предсказателя куда подальше. И в страшном сне не могло такое привидеться советскому человеку. В Советском Союзе не могло бы состояться ничего подобного «украинской войне». Почвы для неё не существовало.
Советский Союз был первым на Земле случаем отступления от прежней системы отношений народов, основанной на порабощении, войне и нетерпимости. Его создание 100 лет назад совершенно справедливо оценили как закладку первого камня на пути к дружбе и братству людей всех национальностей. Со временем этот камень вырос в большое и прочное здание Советского государства, где было действительно достигнуто состояние единой семьи народов без национальных обид и притеснений, хотя, как в каждой семье, проблемы роста были, но они и решались по-семейному. Достигнуто это было в силу предпосылок, которые давал социалистический строй: власть рабочего класса и общественная собственность на средства производства.
Совершенно иной способ «решения национального вопроса» несёт в себе капитализм, реставрированный у нас и разрушивший СССР. «Капиталисты стараются посеять и разжечь вражду между рабочими разной веры, разной нации, разной расы. На розни рабочих держится сила и власть капитала». (Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т.38 с.243).
Если советская социалистическая идеология стоит на интернационализме, то точка опоры буржуазии – национализм. Внешняя политика буржуазии обозначена ленинским определением одной из главных черт империализма «…империализм есть прогрессирующее угнетение наций мира горсткой великих держав». Политика внутренняя стоит на том же угнетении одних наций и народностей другими. Когда гитлеровцы напали на СССР, они очень рассчитывали на националистические выступления и распад Союза. Судили по себе, по своей системе. Если, мол, есть основная, образующая государство нация, то все прочие ею, конечно, угнетаются и спят и видят, кто бы их «освободил». Но фашисты просчитались – весь советский народ сплотился в борьбе с ними. Победа над фашизмом однозначно на практике показала наличие такой общности – Советский народ! Это был одновременно и высший взлет гордости великороссов, когда в тяжелом 1941 г. на предложение со стороны врага «рус, сдавайся» в ответ какой-нибудь узбек или казах твердо отвечал «русские не сдаются!»
А при капитализме становятся возможными и кровавые межнациональные конфликты, и фашистские перевороты там, где, казалось бы, должны помнить о миллионах жертв, понесённых в борьбе с фашизмом. Капитализм и те, кто его устанавливал на просторах Союза, - авторы и нацистской Украины, и нынешней украинской войны, в которой трудящиеся убивают друг друга. Изменить такое трагическое положение можно только свержением власти капиталистов. На Украине, в России и всюду. В этом же и решение национального вопроса в интересах трудового народа. По Ленину, оно «…состоит в неуклонном проведении сближения и слияния пролетариев и трудящихся масс всех наций в их революционной борьбе за свержение буржуазии» (Ленин В.И. Полн. Собр. соч. Т.38 с.94).
А. Широков
"Трудовая Россия", №9 2022