Найти тему
ФПК. Лучше поездом!

Подстаканник – символ железнодорожных путешествий

Путешествие по железной дороге – это всегда особая атмосфера. Что придает ему такой шарм? Вероятно, маленькие, но уютные мелочи, которые окружают пассажиров. Одна из них – подстаканники, которые у многих ассоциируются именно с поездом. Кстати, подстаканники – «фишка» исключительно российских поездов. В других странах они практически не используются.

Фотобанк ФПК
Фотобанк ФПК

Когда в России изготовили первый подстаканник не известно, существует несколько версий. Некоторые эксперты считают, что его история началась в 1720 году в связи с появлением новых правил этикета: женщины должны пить чай из фарфоровых чашек, а мужчины – из стеклянных стаканов. Для удобства во время чаепития и придумали подстаканники. Есть мнение, что этот «аксессуар» появился раньше – в XVII веке, когда в страну привезли чай.

Из светских залов в поезда подстаканники «переехали» 130 лет назад – в 1892 году. Этому поспособствовал Министр путей сообщения Российской империи Сергей Витте. «Доспехи» для стакана были не только предметом удобства, но и настоящим произведением искусства. Их украшала символика Министерства путей сообщения и красивые узоры из серебряной проволоки или бронзы, а в производстве участвовали костромские ювелиры.

В 1930-е годы на подстаканниках стали изображать знаменательные для страны даты, памятники известным людям, города и т.д. Настоящий бум производства подстаканников пришелся на 1950-е – 1970-е годы, когда их изготавливали на 15 промышленных предприятиях и даже на военных заводах.

Фотобанк ФПК
Фотобанк ФПК

Сегодня наиболее крупное производство подстаканников находится в городе Кольчугине Владимирской области. Чаще всего в качестве материала используется латунь или медь.

Процесс изготовления включает много этапов, вкратце его можно описать следующим образом. Все начинается с листа металла, из которого делают заготовки, на них при помощи пресса наносится тот или иной рисунок. Детали будущего подстаканника спаивают высокотемпературной газосваркой, которая практически не оставляет швов. Дно подстаканника с его стенками крепят, загибая края на специальном станке, а изгиб ручки делают только вручную. Затем наносится защитное и декоративное покрытие. Именно на этом этапе заготовки помещают в ванны со специальным раствором, после чего они получают знакомый всем серебряный цвет.

В цехе готовой продукции подстаканники тщательно осматривают, чтобы исключить даже малейший брак. И вот новенькие подстаканники поступают на полки сувенирных магазинов и, конечно, в поезда дальнего следования, чтобы стать одним из любимых атрибутов железнодорожных путешествий.

Многие пассажиры отмечают, что чай в поезде особенно вкусный. Вероятно, все дело в подстаканниках.

Фотобанк ФПК
Фотобанк ФПК