Новости из Великобритании, заставляют поежиться и содрогнуться. Лучшие умы страны, как говорится, додумались.
Несколько веков назад, обращаясь к своим войскам, королева Елизавета I произнесла фразу:
"У меня тело слабой и немощной женщины, но у меня сердце и желудок короля, я сам возьму в руки оружие, я сам буду вашим генералом, судьей и защитником каждой из ваших добродетелей на поле боя"
Общественность "зацепилась" за эту фразу и назвала королеву... небинарной личностью. То есть человеком, который ни к какому гендеру (мужскому или женскому) себя не причисляет.
Под шум волны записали в этот список и Жанну д’Арк.
Собираются спектакли ставить на новый лад. Книги переписывать. Консервативные страны смотрят на Европу с ужасом, а кто-то просто хихикает над их инициативами.
В борьбе за права женщин, они вдруг решили, что можно вовсе не быть женщиной. И не быть мужчиной.
Нужны ли обществу такие спектакли?
В 2006 году в Москве произошло неприятное событие. Главное (историческое) здание Большого театра было закрыто на реставрацию с лета 2005 года (открыли его только осенью 2011-го).
Приближался юбилей Галины Вишневской - 80 лет. Было предложено отметить его с размахов в новом здании, расположенном рядом с главным. Отметить постановкой оперы "Евгений Онегин".
Певицу пригласили на предпремьерный показ, она не смогла сдержать слез. Но не от восторга и умиления, а от того, что ей стало противно, что она сейчас сидит в этом зале. От того, что видит на сцене. От того, что столько усилий было вложено в дело всей жизни, а дело стремительно деградирует.
Она написала письмо директору Большого театра Анатолию Иксанову, в котором сообщила, что отказывается от празднования юбилея и указала на причину.
Что же не понравилось Галине Павловне?
"Увиденное на сцене театра для меня оскорбительно. Зачем и чему мне дальше учить певцов, если Большой театр выпускает на своей сцене такое?! Выходит, зря прожита жизнь? Ведь для всех поколений нашей публики это что-то значило — Пушкин, Чайковский, Ленский, Онегин!..
Сколько слез было пролито, сколько мечтаний, мыслей!
Моя первая встреча с «Онегиным» произошла, когда мне было девять лет. И, может быть, я стала тем, кем есть, потому, что услышала в девять лет этого «Онегина»...
И когда я теперь пришла в Большой театр и смотрела сцену ссоры Ленского и Онегина, от которой обычно дух захватывает, зал весь замирает, вдруг чувствую: боже мой, зачем, почему они это делают? Хор, как табун жеребцов и кобылиц, ржет над тем, как Онегин с Ленским ссорятся. В сцене дуэли в козлячьем тулупе сидит Ленский, Зарецкий храпит пьяный на диване. Ленский поет: «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни», а тетки с грязными тряпками убирают пол после пьянки, то есть ларинского бала. Что это? Я не могла заснуть две ночи.
Чем же все закончилось?
Наверное, вы догадались. В юбилей певицы именно "Евгений Онегин" и был поставлен. Есть у нас такая поговорка: "Не пропадать же добру".
Если Примадонне не понравилась постановка, это не значит, что всем не понравится. Публика аплодировала и восклицала: "О, новое видение, о, нестандартный подход!"
Журналисты связались с директором Большого театра А.Иксановым, чтобы узнать его точку зрения.
Его позиция была такова:
Некоторые вообще отмечают юбилеи дома... Я удивился, услышав о бескомпромиссном решении Вишневской. Она ведь сама долгие годы мучилась от ярлыков и штампов. На искусство нужно смотреть взглядом современника.
Вишневская в интервью объясняла свое решение:
"От режиссуры ничего не осталось, это форменное хулиганство! Как эти совершенно бездарные люди получили доступ к сцене? Кто им позволил плюнуть на наши национальные святыни?
Куда проще представить какой-то новаторский спектакль, наполнить его своим уникальным видением, чем сделать классический, с интересными мизансценами, не привнося в действо ничего "от себя"".
--------------------
Поссорились два человека, которые должны были плыть в одной лодке.
Многие сочли, что Вишневская капризничает и показывает свой нрав. Но тех, кто согласился с ней - было в разы больше.