Пропаганда одно из орудий войны! Иногда нам кажется что мы придумали что то уникальное и никогда такого не было, но стоит обратиться к истории и оказывается что всё это уже было, а всё новое это хорошо забытое старое! Пропаганда не исключение многие приёмы использовались более ста лет назад. Со времён Русско-японской войны 1904-1905гг. прошло больше века но если мы обратимся к пропаганде тех лет то увидим всё те же приёмы а многие сюжеты нам покажутся до боли знакомыми. Здесь я опубликую серию японских гравюр из личной коллекции. В этой серии гравюр высмеиваются русские за их предполагаемую с точки зрения японских авторов военную слабость, самонадеянность и трусость, и эту идею они несут своему обществу решая государственные цели мобилизации и поднятия боевого духа в обществе.
Немного о самих гравюрах. События русско-японской войны (1904–1905 гг.) были запечатлены посредством различных художественных форм, в том числе ксилографий, фотографий и рисунков. Победы японских войск на ранних этапах войны вдохновили японских художников на создание гравюр пропагандистского содержания. Эта фарсовая гравюра на одном листе является вкладом художника Кобаяси Киётика (1847–1915 гг.) в серию под названием "Nihon banzai hyakusen hyakushō" ("Да здравствует Япония: 100 побед, 100 поводов для смеха"). Киётика, известный как создатель ксилогравюр с использованием методов западной школы живописи, непродолжительное время обучался у Чарльза Виргмана (1832–1891 гг.), английского карикатуриста еженедельника "Illustrated London News". Киётика также стал штатным политическим карикатуристом японского журнала в 1882–1893 гг. Писатель-сатирик Хонэкава Додзин (псевдоним Нисимори Такэки, 1862–1913 гг.) снабжал каждый рисунок сопроводительным юмористическим описанием.
Описания на русском приведены только к тем работам которые удалось найти на просторах интернета ( если есть возможность дополнить то оставляйте комментарии).
Как известно войну Россия проиграла, но в 1904г не всё так гладко было для Японии. В мае вторая японская армия (50 тысяч человек) высадилась на Ляодунском полуострове и направилась к Порт-Артуру, создав плацдарм для наступления. Русская армия к этому моменту частично успела завершить переброску войск и ее численность составляла 160 тысяч человек. Одно из важнейших событий войны – битва при Ляояне в августе 1904 года. Это сражение до сих пор вызывает множество вопросов среди историков. Дело в том, что в этом сражении (а оно было практически генеральным) японская армия потерпела поражение. Причем настолько сильно, что командование японской армии заявляло о невозможности продолжения ведения боевых действий. Русско-японская война на этом могла закончиться, перейди русская армия в наступление. И тут важный факт, что население Японии намного меньше населения России, и после сражения островная страна потеряла большие человеческие ресурсы.
Вот в этот момент и вступает в дело пропаганда, утрируя и искажая реальность! Хотя стоит отметить что генералу Куропаткину в этих карикатурах досталось заслуженно, так как его действия во многом повлияли на поражение в войне. Желание японского правительства заручиться поддержкой народа в военных действиях и желание издателей разбогатеть не противоречили друг другу. Заказчики военных гравюр жаждали постоянных изображений победоносной японской армии. Эти конкретные иллюстрации принесли пользу как продаже гравюр, так и потребностям правительства. Окамото Сюмпей в своей книге «Японская олигархия и русско-японская война» (1970) утверждает, что статьи о войне в японской прессе обычно писали «мягкие репортеры», остававшиеся в Японии во время войны. Эти репортеры добавили сенсационные и неточные описания сражений. Писали и о героических поступках отдельных воинов. Изображение героев из всех слоев общества и воинских чинов было частью усилий по донесению вестей о войне до простого народа. Это были герои, с которыми толпа могла себя идентифицировать, и поэтому вербовка молодых людей в армию была намного проще.
Стоит отметить что анализ этой двухлетней войны выявляет много аналогий и сходств и не только в работе пропаганды!
Кто не знает историю обречен повторять ошибки прошлого!