В бытность мою школьную совершенно не любила я Антона Павловича нашего Чехова. Ну вот как-то не восхищали меня ни толстый, ни тонкий.
А потом познакомилась с творчеством этого писателя и драматурга поближе - и пришла в восторг! За довольно короткое время проглотила всё им написанное, что мне попалось на пути. Даже "Степь", которую почему-то все называют скучной, произвела на меня очень благоприятное впечатление.
На днях вспомнилась мне комедия "Чайка". Да-да, "комедия в четырёх действиях" - так её назвал автор. Но где в ней смеяться - подумаю как-нибудь потом. А сейчас хочу остановиться на образе чайки в этой пьесе.
"...Меня тянет сюда, к озеру, как чайку..." - говорит молоденькая Нина Заречная Константину Гавриловичу Треплёву, сыну знаменитой артистки Аркадиной.
Через некоторое время Треплёв убивает чайку и приносит её к ногам Нины: "Я имел подлость убить сегодня эту чайку. Кладу у ваших ног... Скоро таким же образом я убью самого себя".
Да. К концу пьесы Треплёв убивает самого себя, но речь о чайке. Нина произносит ещё одну значительную фразу: "И вот эта чайка тоже, по-видимому, символ, но, простите, я не понимаю... Я слишком проста, чтобы понимать вас". Так птица становится символом.
А вот и "сюжет для небольшого рассказа: на берегу озера с детства живёт молодая девушка, такая, как вы; любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка. Но случайно пришёл человек, увидел и от нечего делать погубил её, как эту чайку", - это слова Тригорина, увидевшего у ног Нины мёртвую чайку. А после он просит Шамраева сделать из убитой птицы чучело, что и исполняется управляющим в точности.
"Я - чайка", - повторяет Нина в самом конце пьесы. Она считает, что летала над озером, как чайка, была счастлива и свободна, но случайно пришёл Тригорин и её, чайку, от нечего делать погубил.
Вот теперь - всё, параллели и символы обрисованы. Мы видим "жизнь" чайки-чайки и чайки-Нины. Огромное сходство, чего, надо думать, и добивался автор! Нина осознала, что она погубленная чайка, ещё с тех пор, как неудачно дебютировала под Москвой в дачном театре, была брошена Тригориным. Через два года после того, как сбежала из отчего дома, она приезжает к сгнившей сцене в усадьбе Сорина - к той самой, где она, как сама считает, была жива и свободна. Но так ли это?
Чехов - писатель непростой, он гений миниатюр, а поэтому у него нет ничего лишнего и всё имеет значение. А видим ли мы, зрители и читатели, живую птицу чайку? Нет, она появляется на сцене мёртвой, уже застреленной Треплёвым. О её жизни, свободе и счастье мы лишь слышим от персонажей пьесы.
А что же Нина? Прорисована ли она в пьесе "живой" - счастливой и свободной? Нет, не прорисована: мать её умерла, живёт она с отцом и мачехой - позабыта, позаброшена. Впереди несчастливое замужество и скучная жизнь, но Нина хочет славы и обожания! Да, такое замужество подобно смерти, но и желание девушки тоже не предусматривает души и жизни: "Я думала, что известные люди горды, неприступны, что они презирают толпу и своею славой, блеском своего имени как бы мстят ей за то, что она выше всего ставит знатность происхождения и богатство" - статичная, посмертная маска знаменитости. И то, что "они вот плачут, удят рыбу, играют в карты, смеются и сердятся, как все", Нину удивляет, ведь это проявление жизни, которая не нужна мёртвой птице.
Итак, первое действие пьесы - убитая чайка-птица и убитая чайка-Нина, которая "влюблена" в Треплёва только потому, что он может ввести её в богемный мир, он - первая ступенька к неживой славе, к смерти души. Мы можем догадаться об этом сразу же, как только девушка начинает характеризовать пьесу "возлюбленного"- ей она не нравится! Так где же любовь к человеку? Да ладно, что уж... Я не нахожу любви к профессии - ей не нравится играть в пьесе, ей бы что-нибудь такое, где бы её сразу заметили и прославили.
Такова же её любовь и к Тригорину - это очередная ступенька к цели. Он уже известен и знаменит, теперь в него можно "влюбиться". И пока звезда Тригорина будет сиять, Нина будет его любить и будет его добиваться. Этот символ, наверное, проще для неё, яснее видится дорога к обожаемой славе. По заказу Тригорина убитую Треплёвым птицу делают чучелом - он же делает "чучелом" и Нину, которая благодаря ему вышла на сцену. Играла плохо, успеха не имела, но почему? Да потому что находилась, а не жила на сцене, видела себя, а не своих героинь. Бралась за большие роли, но исполняла их грубо, резко, безвкусно, с завываниями. Одним словом, чучело, набитое соломой: форма есть, а содержание отсутствует.
Увы, птица чайка не птица феникс, а потому поехала наша артистка Нина Заречная по городам и весям добиваться славы вместо того, чтобы просто жить - на сцене ли рядом с братьями по цеху, вне сцены ли рядом с любящим её человеком... Нет-нет, она мертва! И Треплёв, застрелившись, всего лишь прекратил безуспешную борьбу с ходячим мертвецом.