Найти тему
KODA | Архитектура

Редевелопмент наследия: какие исторические здания будут реконструированы в России?

Оглавление
Визуализация проекта реконструкции электростанции в Тюмени. Изображение с a61.ru
Визуализация проекта реконструкции электростанции в Тюмени. Изображение с a61.ru

В наших прошлых статьях мы рассказывали о реконструкции - устойчивом решении, позволяющем подарить новую жизнь потерявшему актуальность зданию, и даже приводили примеры отечественного опыта приспособления объектов недвижимости. Тенденция к реконструкции зданий не перестает набирать популярность: все больше объектов культурного наследия готовится вступить в новую веху своего существования.

Какие объекты культурного наследия будут реконструированы в России и как они будут выглядеть в ближайшем будущем? Показываем новые образы в нашей статье.

Электростанция в Тюмени

Здание первой электростанции Тюмени было возведено в 1893 г. известным купцом, пароходчиком, основателем и владельцем Жабынского механического завода И. И. Игнатовым. Электростанция является объектом историко-культурного наследия и представляет собой одноэтажное краснокирпичное здание с продолговатым объемом.

В 1980-х годах краснокирпичное здание электростанции использовалось как складское помещение, а пять лет спустя постройку начали переустраивать под мастерскую по производству и ремонту инвалидных колясок, но данный процесс был заброшен в самом начале работ.

В ближайшем будущем, электростанция превратится в современное пространство: работы над проектом начались еще в 2016 году. Сроки завершения преображения здания пока не разглашаются, но уже известно, как здание будет выглядеть в ближайшем будущем.

Проектом предполагается восстановление кровли объекта, наружных стен и декора. «Ядром» здания станет автономный металлический каркас, не примыкающий к наружным стенам, который даст возможность устройства антресольного этажа в центре сооружения. На первом уровне будут размещены функции, не требующие естественного освещения, на антресольном этаже - административные помещения.

Гараж на Новорязанской улице в Москве

Гараж по проекту Константина Мельникова и Владимира Шухова появился в Москве на Новорязанской улице в 1931 году. Небольшая площадь и клиновидная форма участка определили планировку здания – гараж возвели в форме подковы, вдоль изгиба которой расположили парковочные места для грузовиков.

Главный фасад здания оформлен в виде нескольких кирпичных выступов килевидной формы. В торце каждого выступа располагалось по паре ворот для разнонаправленного движения транспорта. До настоящего времени сохранилась лишь одна пара ворот, остальные были заложены кирпичами. В 1948–2015 годах в гараже Мельникова находился 4-й автобусный парк Мосгортранса.

Проект реконструкции, разработанный архитекторами Юрием Григоряном и Борисом Савиным, предусматривает возвращение здания к оригинальному облику. В частности, будут восстановлены скошенные фронтоны, световой фонарь и утраченные ленточные наклонные витражи, формирующие абрис кровли. Также планируется разобрать поздние хозяйственные постройки и перегородки, искажающие образ памятника архитектуры.

По окончании работ в гараже Мельникова планируется разместить постоянную экспозицию Музея транспорта Москвы: посетители смогут ознакомиться с историей Московского метрополитена и наземного городского транспорта. Кроме проведения работ по восстановлению здания, будет благоустроен парк, расположенный по соседству.

Театр драмы им. Ф.М. Достоевского в Новгороде

Уникальный памятник позднесоветского модернизма, расположенный на берегу реки Волхов, был построен в 1987 году по проекту архитектора Гипротеатра Владимира Сомова. Появление необычного по форме объекта, вступающего в резкий контраст с окружающей городской застройкой, в своё время вызвало неоднозначную реакцию.

Здание имеет нетипичный ромбовидный план, а его главный вход обращён к реке. Связь с ландшафтом усиливается в интерьере театра благодаря обильному остеклению. Оживляют силуэт постройки расположенные снаружи пандусы и лифтовые шахты. Фасады драмтеатра оформлены бетонными арками.

Смелый замысел автора был воплощён не полностью: здание стало белым, хотя в проекте фасад был задуман цветным (в то время не производили цветной бетон). Также из-за экономии средств на реализацию объекта цветные витражи на фасадах остались существовать на бумаге. Отсутствие декоративного оформления, предусмотренного авторской концепцией, нарушило целостность оригинального образа театра и повлияло на его противоречивое восприятие горожанами.

За прошедшие десятилетия оригинальная постройка сильно обветшала. В августе 2020 года по инициативе правительства Новгородской области был запущен конкурс на разработку концепции реконструкции здания театра.

В конкурсе приняли участие архитекторы со всей России, их работы оценивались авторитетным международным жюри. Победителем конкурса стало бюро RHIZOME из Санкт-Петербурга: в настоящее время команда разрабатывает более детальный проект реконструкции.

Устойчивое решение

В нашей предыдущей статье «Реконструкция. Как подарить новую жизнь устаревшему зданию» мы писали о всех преимуществах присопосбления существующих сооружений к новым реалиям. Рекомендуем к прочтению!

Понравилась статья?

Обязательно напишите об этом в комментарии!

Следите за последними трендами в архитектуре и изучайте интересные проекты вместе с нами. Подпишитесь и поставьте лайк этой статье!