14 августа 1164 года князь Андрей Боголюбский установил празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в связи с успешным походом на Волжскую Булгарию и чудесными проявлениями икон Владимирской Богоматери и Спаса Некрукотворного.
В поход на Волжскую Булгарию, государство, находившееся примерно на месте нынешнего Татарстана, Андрей Боголюбский отправился при поддержке муромского князя Юрия Владимировича. А в качестве сверхъестественной поддержки Богоглюбский взял две иконы – образ Богоматери Владимирской и двухстороннюю икону, на которой были изображены Спас Нерукотворный на одной стороне и «Поклонение Кресту» – на другой.
Если верить этой истории, то именно благодаря покровительству высших сил был успешно взят и разорен булгарский город Бряхимов (его местоположение пытаются определить до сих пор).
Войско булгар было разгромлено и бежало. Боголюбский, завершив преследование врага, во главе конницы вернулся к своей пехоте («пешцам»). Князья и воины воздали «хвалы и песни» иконам, и тут произошло еще одно чудо: от икон изошел свет и озарил все войско. В память об этих чудесах и победе, Боголюбский и установил празднование в честь Спаса и Богородицы.