Найти тему

Как несуществующий истребитель Heinkel He 113 преследовал союзников до конца войны

Практически на протяжении всей Второй мировой войны пилоты союзников сообщали о многочисленных столкновениях с немецким истребителем Heinkel He 113.

Так, например пилот Hurricane утверждал, что сбил один из них над Дюнкерком в мае 1940 года, а в августе и сентябре того же года сообщалось о нескольких сражениях в небе над Великобританией.

Главный маршал авиации Королевских ВВС Хью Даудинг, отметил, что He 113 "появился в ограниченном количестве… его главными преимуществами были высокие характеристики и дальность полета".

Экипажи ВВС США во время бомбардировок целей в Германии, также сообщали о нескольких столкновениях с He 113. "Очень хороший самолет!" — заметил один пилот B-17, которого в 1942 году над французским побережьем якобы атаковали три таких самолета.

Сообщали о сражениях с He 113 и советские лётчики. Последняя победа над "113-м", якобы одержанная летчиком 92 истребительно авиационного полка мл. лейтенантом Гревцовым, датируется аж 20 октября 1944 г.

-2

И всё бы ничего… Однако самое интересное в этих воздушных сражениях и рассказах о немецком истребителе то, что Heinkel He 113 никогда не существовал. Вернее, существовал, но только на стадии прототипа, но так и не был принят на вооружение люфтваффе. Таким образом, участие Heinkel He 113 в воздушных сражениях в качестве фронтового истребителя было не более чем мифом, созданным очень успешной пропагандистской кампанией нацистов.

История призрачного суперистребителя началась в середине 1930-х годов с проекта Heinkel He 112, истребителя, спроектированного и построенного в ответ на запрос люфтваффе на новый истребитель, способный конкурировать с британским Supermarine Spitfire. В конечном итоге компания Heinkel проиграла и на вооружение люфтваффе был принят истребитель Messerschmitt Bf 109. Тем не менее все же было построено около сотни Heinkel He 112, которые впоследствии были проданы в Венгрию и Румынию.

-3

Вскоре после этого Эрнст Хейнкель начал работу над новой и более совершенной конструкцией, которая давала бы значительные преимущества в характеристиках по сравнению с Bf 109. В результате получился очень быстрый истребитель-моноплан, в котором использовался тот же двигатель Daimler-Benz DB 601, что и в Messerschmitt. Дизайн Heinkel был направлен на снижение лобового сопротивления в нескольких областях. Например, вход нагнетателя, который располагался у Bf 109 на обтекателе, был перенесен на переднюю кромку левого крыла. Радиаторы, используемые на Bf 109 были исключены из конструкции. В конструкции самолёта была использована инновационная система испарительного охлаждения, расположенная в передней кромке крыла опять же с целью снижения сопротивления воздуха.

Первый прототип нового самолета поднялся в воздух в январе 1938 года. Хотя следующее обозначение самолёта по порядку должно было быть 113, истребитель получил обозначение He 100, потому как Эрнст Хейнкель предвидел, что пилотов может оттолкнуть обозначение самолета, содержащее несчастный номер 13 и попросту не хотел рисковать.

Всего было построено двенадцать прототипов, и быстро стало ясно, что новый самолет во многом оправдал возложенные на него ожидания. Самолёт получился очень быстрым — в марте 1939 года Heinkel He 100 установил абсолютный мировой рекорд скорости 747 км/ч. Нацистские СМИ тут же раструбили о потрясающих характеристиках нового истребителя.

-4

Расширенные испытания прошедшие летом 1939 г. действительно подтвердили, что новый «Хейнкель» значительно быстрее Bf 109, но в то же время было выявлено ряд существенных проблем. Система испарительного охлаждения и связанные с ней насосы оказались проблематичными в эксплуатации и потенциально уязвимыми к боевым повреждениям. Также была отмечена плохая курсовая устойчивость, поэтому на некоторых более поздних прототипах площадь хвостового оперения была увеличена. Высокая нагрузка на крыло означала очень высокую посадочную скорость, а плотно прилегающий обтекатель было неудобно снимать и производить ремонт.

В 1939 году руководством люфтваффе было принято решение полностью отказаться от проекта Heinkel He 100 и вместо этого сосредоточиться на выпуске Bf 109. Отчасти это решение вполне можно назвать рациональным — зачем вкладывать время и деньги в еще один одноместный истребитель, если Bf 109 вполне справлялся с возложенными на него задачами.

Впрочем, это решение было отчасти следствием бюрократии и сложности процесса закупки вооружений в Третьем рейхе. В 1933 году фельдмаршал Эрхард Мильх стал статс-секретарем имперского министерства авиации и принял на себя ответственность за перевооружение люфтваффе. В этой работе очень мешал вспыльчивый и мстительный характер Мильха, который запросто мог поссориться с любым человеком что называется "на пустом месте". Он недолюбливал Хуго Юнкерса и Вилли Мессершмитта, двух ведущих авиаконструкторов нацистской Германии и поэтому много безуспешных усилий посвятил тому, чтобы помешать им поставлять новые самолеты люфтваффе.

-5

Однако особую неприязнь Мильх питал к Эрнсту Хейнкелю. Есть мнение, что именно из-за личной неприязни Мильх приложил все усилия, чтобы новый истребитель так никогда и не вышел за рамки прототипа.

В конце 1939 года началась Вторая мировая война, но двенадцать прототипов Heinkel He 100 все еще находились на заводе Heinkel недалеко от Ростока на севере Германии. Пришло время им сыграть свою роль в подготовленном Геббельсом спектакле. Истребители были раскрашены фиктивной маркировкой эскадрилий и сфотографированы с техниками Heinkel, изображающими на фото пилотов люфтваффе и наземный персонал. Некоторые "Хейнкели" даже перекрашивали между отдельными фотосессиями, чтобы создать впечатление, что самолетов больше двенадцати. Затем фотографии были опубликованы в журнале Der Adler и как утверждалось- снимки были сделаны в датском аэропорту после того, как они истребители приняли участие в боевых действиях в Дании и Норвегии. Один из самолетов даже был обозначен как вариант ночного истребителя.

-6

Не совсем ясно, какова была точная цель этой пропаганды, но определенно можно сказать, что Королевские ВВС поверили в обман. Министерство авиации Великобритании включило Heinkel He 113 в свои таблицы признания самолетов Германии, отметив максимальную скорость истребителя 627 км/ч. В секретном отчете разведки Королевских ВВС, опубликованном в 1940 году, говорилось о том, что новый истребитель находится в производстве и что им оснащена как минимум одна передовая эскадрилья люфтваффе. В мае 1940 года фотография He 113 появилась в уважаемом британском авиационном журнале The Airplane, где он был преподнесён в качестве современного немецкого истребителя.

-7

Однако всё ещё были те, у кого оставались определённые сомнения. Роберт Саундби, старший штабной офицер командования Королевских ВВС, отметил в своих заметках, что по фотографиям было видно, что Heinkel He 113 не имел вооружения, что было немного странно для истребителя. Другой наблюдательный офицер заметил, что на версии ночного истребителя не было посадочной фары. Однако, несмотря на эти очевидные промахи пропагандистской компании нацистов, уверенность в том, что He 113 был полноценным фронтовым истребителем Люфтваффе, сохранялось на протяжении большей части войны.

Хотя ни один Heinkel He 100/113 никогда не использовался в боевых действиях, пилоты союзников продолжали сообщать о встречах с этими самолетами на протяжении всей войны. Считается, что в основном это были просто неверные определения более поздних моделей Bf 109, но только после окончания войны было окончательно подтверждено, что нацистский суперистребитель был не более чем пропагандистским мифом.