Европе придется выбирать между сохранением своей промышленности и необходимостью идти на компромисс с Россией по поставкам природного газа.
Европейские политики постоянно говорят о высоком уровне заполнения подземных хранилищ газа (по состоянию на середину августа 2022 года речь идет о заполнении в среднем по Европе на уровне 70+ процентов). Но хранилища эффективно работают при продолжении поставок газа зимой в стабильном режиме. Без гарантированных стабильных поставок хранилища лишь облегчают проблемы для потребителей, но не решают их. Пример – в Польше почти полностью заполнены хранилища, но их емкость – 3 млрд кубов, а потребление всей страны в год — около 20 млрд кубов.
Еще одна проблема Европы связана с одновременным кризисом разных видов энергоносителей. Кроме газа, не хватает угля и нефтепродуктов. Очень сложно заменять газ на уголь и печное топливо в силу дороговизны этих продуктов, да и не везде в Европе есть готовые к эксплуатации угольные станции (в Великобритании, например, часть угольных станций просто взорвали в рамках проекта прекращения работы угольной генерации).
Европе сложно ждать от России стабильных поставок газа на фоне того, что сама Европа в лице своих политиков и лидеров общественного мнения постоянно говорит о том, что "российский газ скоро будет не нужен". Если он действительно "скоро будет не нужен", то у России остается мало стимулов возвращать поставки газа в Европу на прежний высокий уровень в ближайшее время. Напротив, чем больше в России слышат фраз из Европы о намерении быстрее избавиться от российского газа, тем больше в России стимулов вообще самостоятельно прекратить поставки газа в Европу. Чтобы мечты Европы о жизни без российского газа быстрее стали реальностью.
В реальности самое очевидное решение, которое может принять Европа (если она не пойдет на компромисс с Россией) – резкое снижение потребления газа. Нужно останавливать предприятия, вводить нормирование потребления (когда государство решает, кто будет получать газ и по какой цене, а кто не будет). Европе придется идти по пути деиндустриализации. Энергоемкие заводы из Европы будут уезжать в страны с более дешевой энергией (например, в ту же Турцию, и тогда уже у Турции будет шанс стать индустриальным лидером региона).