«История – это проститутка, которая спит в постели с победителем».
Наполеон Бонапарт
Что есть история, как не басня, в которую договорились поверить.
Наполеон Бонапарт
Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков.
Бернард Шоу
Как видно по афоризмам этих великих людей, к истории нужно относиться не просто как к перечислению определённых фактов, подвязанных к датам. Причем этот способ активно используется в образовании большинства стран. Где на первом месте ученикам ставят задачу выучить, когда произошло то или иное деяние прошлого и кем оно было совершено, без раскрытия или хотя бы попытки анализа данного действия. Это в корне убивает интерес детей к изучению или, тем более, к осмыслению истории. Хотя при правильном подходе история просто не может не заинтересовать не только подрастающее поколение, но и взрослых, проявивших интерес к прошлому.
История — это роман событий, роман — это история чувств.
К. Гельвеций
История, как таковая, начала мне нравиться с художественных произведений: А.Дюма, В.Скотта и В.Гюго. Причем, это понимание пришло до того, как мы начали изучать ее в школе. Отсутствие интернета и телевидения в том объеме, который мы имеем сейчас, способствовало этому. И для меня она была, прежде всего, интересным романом с огромным количеством интересных и непредсказуемых событий. Словно компьютерная игра, она переносила меня на поля сражений на фоне египетских пирамид и золотых куполов Москвы, заставляла сердце биться чаще или замирать от интриг и заговоров, творимых закулисьем коридоров власти, когда сотням тысяч судеб распоряжались не короли или императоры, а скрытые в тени царедворцы и фаворитки. Когда обычные люди, стремящиеся к своим целям, достигали небывалых высот, а рождённые с короной на голове низвергались в самый низ, не сумев понять простую истину: «Чем выше поднимаешься, тем больнее падать».
Разные подходы к изучению истории я испытал на себе сначала в школе, далее в университете. С пятого по девятый класс, как я понял позже, мне сказочно повезло, преподаватели не только не искоренили интерес к изучению прошлого, но открыли мне путь к исторической публицистике, которая при правильной подборке ничуть не уступала художественным романам. Они, конечно, интересны, но история там является лишь фоном для фантазии автора. Таким образом, до выпускных классов основным видом чтения стали биографии исторических личностей, мемуары очевидцев. Конечно, находилась литература сложная к прочтению, но в основном с помощью советов учителей смог избежать тех «подводных камней», которые заставили бы скучать и «воротить нос»! Главный совет от преподавателей - "нельзя читая историческую литературу (будь то биографии, монографии, учебники и в особенности мемуары), принимать на стопроцентную веру все-то, о чем пишут исследователи или очевидцы событий - я помню до сих пор. Основной «заповедью» историка является анализ событий, причины их возникновения и характеристика личностей, в этом участвовавших. И более всего я благодарен своим первым учителям за то, что даже когда наши взгляды не совпадали (историк – это обычный человек и он по своей сути не может быть абсолютно объективным), они не порицали их, а шли на диалог, провоцируя искать аргументы и факты!
В выпускных же классах я столкнулся с представителем типа «высокомериус-самодуриус», который как я понял в дальнейшем, частенько преобладает среди представителей образовательной сферы. И здесь в отличие от прошлых школьных лет мне абсолютно не помогала дополнительная литература, которую, я читал по предмету новой истории, не помогали победы в школьных олимпиадах: итог каждой четверти на протяжении двух лет была оценка 3! Как это возможно!? Очень просто, у нас не совпадали мнения на тему Великой Октябрьской Революции. Как ярая коммунистка, она полностью отвергала любое отличное от нее мнение, изложенное в рефератах или докладах по данной тематике. И даже когда спорная тема была пройдена, память о наглом ученике «монархисте» не позволяла ей ставить положительные оценки…
И в этом своём поведении она являлась лучшим примером того, как часто бывает с официальной историей, когда она пишется не по фактам или исследованиям, без хотя бы попыток разбирательства, а в угоду четко проставленной идеологии.
В университете я столкнулся не только с первым и вторым примером изложения материала, но, к сожалению, еще узнал и третий, который, на мой взгляд, является худшим! Сухая подача фактов, цифр и имен нарицательных! Нужно запомнить только то, что будет в тестах и экзаменах. Это все, что требовали «роботы» скучным языком и тоном, под который засыпалось намного быстрей, чем от колыбельных. На все вопросы по любой тематике был один ответ: «Вам это не пригодится на экзаменах!». Про интерес или какой-либо поучительный характер изучаемого материала не могло быть и речи. И в этом беда, на мой взгляд, не только дисциплины «истории» в отдельности, а всей системы образования в целом.
Подводя итог, могу сказать, что для каждого человека история всегда будет разной, и в этом заключается её главная прелесть:
1. Приключенческим романом, с жаркими битвами и любовными историями
2. Остросюжетным детективом, где нужно докопаться до правды
3. Наставником, который поможет избежать ошибок в будущем
4. Набором цифр и букв для кроссвордов в скучные вечера
5. Хобби для развития памяти
Может все перечисленное разом или наоборот, чем-то своим личным, каждый человек решивший изучать или ознакомиться с историей решит сам. Мы люди и одна из главных отличительных черт нашей составляющей является расхожее выражение: «Сколько людей, столько мнений»!
P.S. Приношу извинения у читателей за возможные орфографические или синтаксические ошибки. Это моя первая статья, а как говорится «Первый блин комом»! Буду рад получить ваши комментарии, уважаемые читатели, равно как положительные, так и отрицательные.
Ваше мнение крайне важно для меня!