В данной статье мы рассмотрим существующие методы маркировки, их характеристики, особенности и примеры применения на определенных задачах.
Мы будем рассматривать только прямые методы маркировки, поэтому этикетки в данной статье не рассматриваются.
Если у вас нет времени изучать данную тему, то перезвоните нашему менеджеру, на основании ваших задач он подберет нужный станок и расскажет почему это вам нужно. Наши контакты в конце статьи.
Почему маркировка — это важно?
Существует много причин для маркировки ваших изделий, разберем самые основные и важные:
1. Законодательные требования маркировки и ГОСТы
2. Отслеживание жизненного цикла продукции
3. Отслеживание рекламаций и гарантийных случаев
4. Защита от подделок
Рассмотрим более подробно:
1. Законодательные требования маркировки и ГОСТы:
Для каждого вида изготавливаемой продукции есть свои правила и требования. Их можно найти в государственных стандартах к различным видам продукции. Список продуктов, требующих обязательной маркировки и сертификации приведен в ПП РФ №982 от 01.01.2009.
Ключевые требования к маркировке независимо от сферы продукции:
1. Должна быть размещена информация о гарантии качества безопасности товара для потребителя
2. Обозначения маркировки должны соответствовать правилам маркировки относительно области применения изделия
3. Если по технологическим причинам на упаковке невозможно разместить все что необходимо нанести на изделие, то это вносится в документацию сопровождающую продукцию.
Как правило, за корректность и достоверность нанесения отвечает лицо, выполняющее маркировку.
2. Отслеживание жизненного цикла продукции:
Отслеживание жизни продукта позволяет производителю отследить все этапы производства, этапы эксплуатации конечным потребителем, и последующая утилизация.
Возможность отслеживания жизни товара дает производителю много ценной информации: как оптимизировать процесс производства, какие узлы изделия самые уязвимые, как потребитель взаимодействует с товаром, и другую информацию. Эти данные позволяют вести новые разработки, улучшение качества текущего товара, изменение характеристик новых моделей для соответствия нынешним реалиям рынка вашей отрасли.
3. Отслеживание рекламаций и гарантийных случаев:
Понять причину поломки изделия достаточно просто. Для этого обычно проводят диагностику изделия. После диагностики продукция либо ремонтируется, либо заменяется. Но как понять конечную причину и не нарваться на целую серию претензионных обращений? На помощь приходит маркировка. Параметры серии и серийного номера, даты и времени производства, ФИО сотрудника, который в тот момент был ответственен за эту серию изделий, какие именно комплектующие и какого производителя устанавливались в эту серию, позволяют представлять какие убытки может принести ошибка и если необходимо, отозвать серию и избежать подобных ошибок в будущем.
4. Защита от подделок:
Для больших производств это может быть действительно критичным фактором, мошенники приобретают схожую продукцию, наносят логотип популярной компании, работающей в этой отрасли, и продают со скидкой 20-50%. Как правило, качество и свойства изделия не соответствует официальным. Потребитель приобретает такую продукцию, и идет с претензией к официальному поставщику, который никак не относится к данному продукту.
В данном случае производителю следует добавить к основной маркировке техническую зашифрованную маркировку, которую мошенник не сможет повторить.
Какие виды маркировки существуют?
В данной статье мы рассмотрим только самые популярные виды и технологии маркировки:
· Лазерная маркировка
· Ударно-точечная маркировка
· Электрохимическое травление
· Каплеструйная маркировка
Эти методы имеют свою плюсы и минусы. Насколько существенны эти преимущества и недостатки можно оценить только относительно задач. Ниже наиболее важные факторы выбора технологии:
· Тип материала
· Назначение изделия (эксплуатационные особенности)
· Геометрия изделия
· Качество маркировки
· Размер изделия
· Размер маркировки
· Чистота поверхности
· Возможность нанесения серийности
Краткая характеристика сравниваемых методов
Лазерная маркировка:
· Высокая производительность (высокая скорость обработки изделия)
· Стойкость к внешнему воздействию (окружающая среда, механическая обработка)
· Низкая себестоимость
· Нет требований по подготовке изделия для маркировки
· Высокая стоимость «на старте»
· Возможность встраивания в конвейер
· Нет расходных материалов
Ударно-точечная маркировка:
· Стойкость к внешнему воздействию (окружающая среда, механическая обработка)
· Низкая производительность (низкая скорость обработки изделия)
· Необходимость удерживания изделия (игла оказывает сильное воздействие)
Каплеструйная маркировка:
· Возможность встраивания в конвейер
· Требуется частое обслуживание
· Дорогие расходные материалы
· Качество ниже относительно других методов
· Низкая стоимость к внешнему воздействию
Химическое травление:
· Трудоемкая эксплуатация
· Требуется подготовка поверхности
· Требуются расходные материалы
· Стойкость к внешнему воздействию (окружающая среда, механическая обработка
Лазерная маркировка
Достоинства
- · Отличное качество обработки
- · Возможно наносить любые графические и текстовые символы (даже растровые изображения)
- · Высокая скорость обработки без потери качества
- · Долговечность маркировки
- · Износостойкость маркировки
- · Кроме пластика и металла возможно наносить маркировку и на другие органические и неорганические материалы
- · Очень легкая интеграция в конвейерную линию
- · Нет расходных материалов
- · Ресурс работы практически неограниченный – 100 000 часов в работе (именно в работе, а не включенным в розетку)
- · Низкая себестоимость маркировки (с учетем ресурса работы)
Недостатки
- · Высокая начальная стоимость оборудования
- · Требуется квалифицированный оператор
Ударно-точечная маркировка
Достоинства
- · Низкая начальная стоимость оборудования (относительно лазерных маркираторов)
- · Долговечная маркировка
- · Высокая износостойкость
- · Есть разные модификация под разные задачи: портативные, стационарные, интегрируемые
Недостатки
- · Невысокое качество обработки (особенно при большой глубине и небольшом размере)
- · Продукция должна быть механически прочная
- · Необходима жесткая фиксация изделия
- · Есть расходные материалы (иглы)
- · Возможно наносить маркировку только на металлы определенной твердости
- · Маркировка ограниченного списка пластика
- · Скорость маркировки низкая (относительно лазера)
Электрохимическое травление
Достоинства
- · Низкая начальная стоимость оборудования
- · Хорошая контрастность на некоторых видах стали
- · Можно контролировать глубину маркировки
- · Минимальное механическое воздействие
- · Небольшие габариты и вес
Недостатки
- · Долгое и сложное изготовление трафарета
- · Затраты на изготовление трафарета
- · Применение «грязного» электролита
- · Есть производственные отходы
Каплеструйная маркировка
Достоинства
- · Интеграция с конвейером
- · Цветная маркировка
- · Маркировка видимая только в УФ свете
- · Низкая начальная стоимость оборудования (Относительно модели производителя и модели)
Недостатки
- · Качество невысокое
- · Плохо справляется с графическими изображениями и QR кодами, штрих-кодами
- · Требует частого обслуживания
- · Дорогие расходники
- · Может быть опасно для сотрудника и окружающей среды
- · Изделие должно быть расположено близко к печатающей головке
- · Маркировка не обладает нужной стойкостью
- · Само оборудование наименее надежное из представленных методов
Если данная информация не помогла выбрать подходящий метод маркировки, то сравнительная таблица ниже должна помочь в выборе:
Сравнение методов относительно важных факторов
Как мы видим, сопоставляя все факторы, лучшей технологией в нашем рейтинге является Лазерная маркировка. На втором месте – ударно-точечная маркировка. Третье место разделяют каплеструйная маркировка и химическое травление.
Стоит учитывать, что для каждой конкретной задачи степень важности факторов будет различаться. Нужно учитывать задачу, цели маркировки, особенности каждого из методов.
Вывод
Для правильного подбора технологии маркировки следует рассмотреть все методы. Возможно, самым простым вариантом будет сделать образцы маркировки у поставщиков. Также мы рекомендуем узнать методы маркировки ваших конкурентов, узнать почему именно они используют этот вариант. Сейчас сервис организаций, занимающихся оборудованием разного типа, на довольно высоком уровне. Просто позвоните, менеджеры и технические специалисты расскажут вам все нюансы подбираемого оборудования. Помните, что технология должна соответствовать соотношению стоимость / качество, рассчитайте это соотношение на 1 месяц, год, десять лет.
Если статья не помогла разобраться в выборе лазерного маркера, то свяжитесь с нашим техническим специалистом:
Наш сайт:
Наши соц. сети:
Телефон для связи:
+7(812)209-46-54
+7(909) 584-53-47