«Падение реальных доходов, товарооборота, которое случилось из-за скачка инфляции, — где-то во второй-третий квартал будет пик. Мы можем задержаться на плато, можем не задержаться, где-то примерно минус 8–9% [будет спад розничного товарооборота в годовом выражении]», — сказал первый вице-премьер.
Прочитал я такую информацию и у меня возникло какое то дежа вью от такого жонглирования словосочетания «пик спада». Надо так понимать, что чиновник для некоторого видимого успокоения начальства употребил для иллюстрации реального тренда показателей вниз по реальным доходам- термин «пик». В таком случае вроде и спад совсем не спад, раз «пик» пройден. Ну не мог же он омрачить высокое начальство реальным положением, что «пробито дно» уровня доходов. Чувствуете разницу- « дно» и «пик». Ну конечно психологически пик это как то более оптимистично. Так сразу и в голову не приходит, что пик направлен не вверх, как ему положено по этимологии , а вниз. Вот таким словоблудием может на некоторое время гроза и пронесётся мимо.
Порой просто диву даёшься умению чиновников собственные провалы на участках своей ответственности так закидывать противоположными словами, что уже и спад это даже уже представляется на слух вовсе не спад потому, что вместо того, чтобы сказать что показатели упали так низко, что пробили условное дно, характеризуют так, что возможно будет пробит пик спада. В русском языке вообще то слово пик характеризует какой то всплеск показателей вверх. А вот пик спада, как то несколько снижает в понимании отрицательный характер тренда, раз речь идёт о пике.
А если ещё продолжить объяснение проблем в экономике научным термином «рассинхронизации спада потребления и инвестиций», то может и вообще могут подумать, что эту самую «рассинхронизацию» какой то злой дух сотворить смог и она совсем не рукотворна. Ну вот не обеспечили высокий темп притока инвестиций, вот и накрылся рост экономики медным тазиком. Как будто работа по притоку инвестиций должна была проводиться какими то потусторонними силами, а не конкретными чиновниками из Минэкономразвития. «Все расчеты, которые были связаны с обеспечением высоких темпов экономического роста, показывали, что его невозможно достичь без опережающего роста инвестиций»,- заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов. Вот и приехали- расчеты показывали, что должен быть опережающий рост инвестиций, а то будет беда в экономике, а кто их проигнорировал результаты этих расчетов вице-премьер не сказал. И почему их проигнорировали эти самые расчеты- тоже молчок. Мало того, обозвал все это «рассинхронизацией», звучит как природное явление, смерч , ураган, или другая какая то природная катаклизма не подвластная человеческому разуму, перед которой человечество бессильно. «Рассинхронизация» и точка. Типа будем теперь ждать синхронизацию- может это когда солнце, Юпитер, Сатурн и Большая медведица выстроятся в одну линейку с полярной звездой. А может и другая какая то астрономическая конфигурация потребуется, создателю мол виднее.
В этой связи оптимистично звучит прогноз чиновника: По его словам, рост потребления, скорее всего, начнется уже в 2022 году и, «если ничего сверхъестественного не произойдет», продолжится в 2023-м. Чувствуете, я на правильном пути мышления,- вице премьер тоже уповает на то, «что если ничего сверхъестественного не произойдёт» . Интересно только, что он понимает под сверхъестественным,- может «Ильин день» начнётся на месяц позже, или раньше. Это ведь для верующих будет не только «сверхъестественным», это будет уже чудо. Вот всяком случае чиновник такими прогнозами явно готовит себе запасной аэродром, если снимут с должности- откроет бюро астрологических прогнозов, Правда придётся с народом чаще встречаться на приемах и доподлинно интересоваться их отрицательным ростом доходов, прошли ли они пик, простите - пробили ли дно обнищания, или ещё могут потерпеть. Тогда и чиновнику легче будет синхронизировать свои доходы и расходы и не думать, как угодить начальству, главное чтобы жена была довольна материальным достатком.
Но если отбросить лирические отступления, то у чиновника есть полное понимание что надо сделать. Нужен опережающий рост инвестиций, причем с коэффициентом примерно 2, то есть на 1 процентный пункт прироста ВВП 2 процентных пункта роста инвестиций. Хотим 3% [роста ВВП] — нужно минимум 5% роста инвестиций. И поэтому эта модель начала с разных сторон разрушаться», — считает он. Короче что хотим, то и получим. Так почему до сих пор не захотели конкретных результатов и модель поэтому стала разрушаться - об этом он предпочёл умолчать. Видимо тогда пришлось бы отвечать тоже конкретно. А так виновата «рассинхронизация», значит дождёмся ее- эту самую «синхронизацию»- она все и решит.