Имя Вячеслава Моше Кантора, общественного деятеля международного масштаба, в общественном сознании уже тесно связано с темами толерантности и борьбы с нетерпимостью. В том, что касается толерантности, Кантор действительно неизменно предстаёт её горячим защитником, называя эту ценность тем необходимым фундаментом, на котором сформировалась европейская цивилизация и её общество в современном его виде. современное цивилизованное общество. И в то время, как концепция терпимости в последние годы нередко становится объектом критики, Вячеслав Кантор остаётся непоколебим в своём убеждении: отказываться от неё Европе и другим западным странам нельзя. Другое дело, что сама концепция, действительно, должна быть пересмотрена…
Толерантное законодательство
Свою борьбу за сохранение и продвижение толерантности Моше Кантор вёл по многим фронтам, в том числе – через работу общественных и неправительственных организаций. В 2008 году именно Вячеслав Кантор заявил о необходимости формирования специального экспертного совета по этой теме, независимого неправительственного консультационного органа, который занимался бы исследованием толерантности, её изучением и поддержанием. Незадолго до этого, в 2007 году, Моше Кантор впервые возглавил Европейский еврейский конгресс и уже был достаточно глубоко погружён в проблемы еврейского населения, чтобы не единожды столкнуться с такими угрозами, как антисемитизм и ксенофобия. Защиту от них Кантор видел и продолжает видеть именно в толерантности.
Необходимость создания специального «Совета по толерантности» Вячеслав Моше Кантор объяснил тем, что Европе необходимо объединение независимых экспертов и учёных, которые проработали бы – что особенно важно – нормативные и юридические стороны закрепления толерантности в нормативной плоскости, её сохранения и продвижения в мире. Такова позиция Кантора – победить нетерпимость можно нормами толерантности, которые должны быть закреплены именно как нормы, стоять выше сиюминутных споров, популистских тенденций и политических конфликтов. А это под силу только закону.
Почему необходимо прописывание и закрепление толерантности на законодательном уровне? Моше Кантор уверен: как и любая норма, толерантность должна постоянно поддерживаться в обществе, причём особенно – в новых поколениях, которые не усваивают мораль и нормы автоматически, а нуждаются в обучении этим нормам. Таким образом, говорит Кантор, утратив толерантность или оставив её только на словах, человечество рискует совсем скоро повторить многие ошибки прошлого, связанные с нетерпимостью и ненавистью.
Необходимость толерантности объясняется для Кантора и самим современным миром, который с каждым годом становится всё более открытым, границы – проницаемыми, а информационное поле и вовсе стало глобальным. В такой среде без навыков и норм взаимоуважения, принятия и понимания невозможно дальнейшее развитие. Напротив, без этих норм общество куда сильнее и быстрее рискует прийти ко всеобщему недоверию, ксенофобии и ненависти.
Кантор сравнивает взращивание толерантности с взращиванием дерева, которое нуждается в постоянном подкармливании и уходе – в отличие от сорняков, которые растут сами по себе, часто даже без специального участия человека, как это и происходит с нетерпимостью. Бесконтрольный рост сорняков, напоминает Вячеслав Кантор, способен загубить многие полезные ростки и начинания, поэтому борьба с ними также является неотъемлемой частью взращивания здорового сада.
Другое дело, напоминает Кантор, что одними декларациями и словами бороться не нужно, и здоровье общества на словах не восстановишь и не сохранишь. Действия здесь должны прежде всего быть практическими и эффективными, и это ещё одна из причин, почему принципы толерантности нуждаются в законодательном закреплении. За принятием закона следует его исполнение, и таким образом закон о толерантности мог бы превратиться в своеобразный моральный компас для Европы, для правовых государств, где слово закона было и остаётся главенствующим.
Границы терпимости
Несмотря на то, что ценность терпимости и толерантности во многом была и остаётся отличительной чертой западного общества, уже несколько лет назад начались серьёзные дискуссии о том, что избыточная толерантность может быть губительной. Джеймс Кэмерон, будучи премьером Великобритании, в 2011 году обнародовал весьма громкое заявление о провале в Европе политики мультикультурализма, которая до этого долгие годы казалась неоспоримой и единственно верной. В частности, отметил Кэмерон, невмешательство в дела национальных общин и их дел привело к тому, что меньшинства изолировались, отказались принять европейский образ жизни и создали замкнутые этнические сообщества, где продолжала сохраняться привезённая идеология, нередко несовместимая с местными ценностями. Результатом стали нередкие конфликты между приезжими мигрантами и местным населением, вплоть до преступлений. Невмешательство нельзя оправдывать толерантностью, резюмировал Кэмерон, и призвал к изменению политики – а именно к переходу к политике жёсткого либерализма, где первостепенной задачей станет отстаивание главенства закона и прав человека, даже если это идёт в разрез с чьими-то чужими нормами, «привезёнными» в Европу.
После этого заявления в Европе развернулась целая дискуссия о том, насколько допустима и жизнеспособна толерантность на современном этапе развития общества. Вячеслав Моше Кантор, делясь своей точкой зрения, согласился с Кэмероном в том, что пассивный мультикультурализм может быть опасен для Европы, однако подчеркнул, что совсем отказываться от толерантности не только не нужно, но и нельзя, ведь она – фундамент европейской цивилизации. Вместо этого Кантор призвал общество и законодателей пересмотреть границы толерантности, а именно обозначить те случаи и условия, когда толерантность проявляться не может. В частности, подчеркнул Моше Кантор, не может быть толерантности в отношении экстремизма, нарушения прав граждан, нетерпимости и ненависти, а также всего того, что угрожает стабильности общества или безопасности его членов.
Сам Вячеслав Моше Кантор в том же 2011 году опубликовал собственный труд, ставший результатом размышлений на эту тему. В книге «Манифест о безопасной толерантности» Кантор изложил свою точку зрения относительно того, какой должна быть современная толерантность. По мнению Кантора, границы терпимости должны быть чётко очерчены соображениями безопасности – сам он потому и назвал концепцию «безопасной толерантность».
В современной Европе, говорит Кантор, деятельность радикальных и экстремистских движений и идеологий становится всё более заметным и разрушительным с каждым годом, и именно это во многом стало причиной явного социального кризиса. Столкновение идеологий, взглядов и культур, порождённое миграцией, привело к росту недоверия граждан друг к другу и ксенофобии в отношении «не таких». Прискорбно то, отмечает Вячеслав Кантор, что подобное положение дел постоянно подогревается – нечистоплотными политиками, идеологами различного толка, которые подпитывают страхи общества в надежде заработать поддержку и политический вес. Как раз подобные случаи не должны терпеться, и толерантности в отношении распространения ненависти быть не должно. Сила же концепции, говорит Кантор, должна заключаться в законодательной поддержке. Когда безопасная толерантность будет закреплена в качестве закона, она станет необратимой, а также будет стоять над сиюминутными разногласиями и изменениями политической повестки.
Как победить нетерпимость
Вместе с продвижением толерантности необходимо предпринять меры и для победы над растущей нетерпимостью, уверен Вячеслав Моше Кантор. Самые агрессивные её проявления уже сегодня караются законом, однако Моше Кантор убеждён, что одними лишь силовыми методами эту проблему решить невозможно. Предотвращение преступлений и наказание виновных – всё это даёт результат лишь в краткосрочной перспективе, в то время как бороться нужно с самими условиями, в которых становится возможно распространение ненависти и поддерживающих её идеологий.
Сегодня, на фоне роста недоверия и неуверенности людей даже в ближайшем будущем и в собственной безопасности ксенофобия, ненависть и экстремизм распространяются особенно успешно, говорит Кантор. Всё это подпитывается нестабильностью на международной арене, а также экономическими потрясениями. Поэтому борьба с ненавистью, уверен Моше Кантор, должна быть упреждающей и вестись на опережение. В качестве примера Кантор приводит историю Холокоста, когда распространение нацистской идеологии не было прервано в зародыше, что в результате привело к одному из самых страшных преступлений против человечности.
Сегодня антисемитизм тоже присутствует в общественной пространстве и, что особенно тревожно, становится частью повседневной жизни. Эту тенденцию озвучивал далеко не только Вячеслав Моше Кантор, но и целый ряд других экспертов, изучающих вопросы социальных отношений и растущей нетерпимости. Нетерпимость и ненависть транслируются в информационном пространстве, в СМИ, с политических трибун – в результате постоянное присутствие ненависти делает её «нормальной», приемлемой и обыденной, чего ни в коем случае допускать нельзя, убеждён Кантор.
Необходимость новой идеологии
Разговоры о том, что Европе нужна новая идеология, стали прямым следствием признания несостоятельности политики мультикультурализма, поддерживающейся в европейских странах на протяжении последних десятков лет. Несмотря на критику в адрес толерантности, Вячеслав Кантор продолжает утверждать – совсем отказаться от толерантности Европа не может уже потому, что на ней она базируется, и толерантность является неотъемлемой частью европейской культуры и законодательства. Более того, подчёркивает Кантор, в современном многонациональном и очень разнообразном мире, где постепенно стираются границы и идёт постоянный обмен опытом, информацией и культурными ценностями, без взаимоуважения и умения принимать новое и незнакомое просто невозможно дальнейшее развитие. Вячеслав Моше Кантор также является убеждённым сторонником точки зрения, что именно толерантность при правильном к ней подходе может стать той защитой, что спасёт общество от всплеска нетерпимости и ненависти.
Современное общество действительно столкнулось со множеством новых вызовов, которых не ожидало и к которым, увы, не было готово, говорит Вячеслав Моше Кантор. Буквально за несколько лет на людей обрушились кардинальные изменения на международной арене, всплеск новых конфликтов и рост террористической угрозы привёл к валовому росту миграционных процессов, - всё это заставило европейцев столкнуться с новыми сторонами жизни и вызвало их растерянность. Вячеслав Кантор напоминает: до недавнего времени Европа на мировой арене оставалась этаким бастионом стабильности, была свободна от крупных потрясений, войн и конфликтов, и европейцы в основной своей массе скорее пользовались благами глобализации, чем подвергались негативному воздействию этого процесса. Так что резкое изменение ситуации, «открытость» границ и всё сопутствующее стало настоящим шоком для многих граждан.
Как результат – привычные нормы и концепции невмешательства, пассивной толерантности в этих условиях стали вредны, они не работают в новом мире и скорее являются источником конфликтов и недовольства людей. При этом однако, напоминает Кантор, всё это не означает, что от толерантности необходимо отказаться от как таковой. Всё, что нужно – это пересмотреть концепцию, изменить её так, чтобы она отвечала современным вызовам и запросам современного общества. Будущее Кантор видит за толерантностью безопасной, которая не будет пассивно принимать и игнорировать абсолютно все изменения, а вместо этого встанет на защиту общества от агрессивного влияния и радикальных настроений и идеологий. Эта идея, во многом новая для Европы, должна работать не только на благо представителей власти и новых лидеров, но и в интересах простых граждан, защищать их права и свободы.
Поддержка инициатив
Сам Вячеслав Моше Кантор, следуя собственным наставлениям и призывам переходить в деле продвижения толерантности от слов к делу, не остаётся в стороне от процесса. Он готов оказывать поддержку тем исследованиям и проектам, что напрямую будут посвящены теме изучения безопасной толерантности, проработке концепции и внедрения её в общественный дискурс. В начале 2018 года Кантор заявил об учреждении собственной Премии Кантора размером в 1 миллион евро. Премия Кантора предназначена для экспертов из самых различных сфер, которые смогут предложить наиболее эффективные, инновационные и оригинальные методы и программы по внедрению идей безопасной толерантности в общество и их реализации.
Трансформация толерантности в безопасную толерантность необходима для её собственного сохранения, убеждён Вячеслав Кантор. Особенно остро этот вопрос стоит сейчас, когда в быстро меняющемся мире люди всё чаще чувствуют себя исключёнными из исторического процесса, лишёнными прав и подвергающимися опасности. Такие настроения заставляют их искать агрессивные и быстрые ответы на свои вопросы и проблемы, что и ведёт к растущей популярности радикальных политических сил и группировок. В то же самое время политики, дающие им эти ответы, на деле не решают проблемы, а лишь и дальше подпитывают страхи и предубеждения, маскируют национализм, антисемитизм и расизм под «правдой народа» и «интересами народа».
«Мы можем либо сидеть и пассивно ждать следующего пожара, экономической депрессии или войны, либо мы можем попытаться построить новые модели для толерантного общества, ради всеобщего блага», – заявил Вячеслав Моше Кантор.