Итак, снова запишем свои наблюдения: «18 августа погоже - декабрь выдастся погожим».
Наступают проводы лета. В багряных зорях вызревает овес. Льны становятся долгими, крепкими. Корни трав глубоко уходят в землю. Немало обрядов было посвящено убранным полям, сжатому хлебу, удачному окончанию жатвы. Ячмень - самый северный колосовой хлеб, житарь, житник, от слова жить.
Уходили с нивы, кланялись на четыре стороны света, и просили дать жизнь, родить на другой год обильный хлеб.
Чуть свет хозяйка вставала, за квашню принималась: «Матушка, дупляная, кормилица, пособи, потрудись, скоро поднимись!», «Пособи, дупляная, жить в рост хлеба, от земли до неба!»
Квашня, бывало, по своим годам была прадедам ровня. А то и старше. О квашне говорили: «Не живая, а дышит». Замешивали первый ячменный хлеб из первого намолота. Для домочадцев пекли постные житники на постном масле, а для болящих сдобные ячменные житники, кокурки на коровьем масле.
Девушки держали в уме свое желание – найти на ниве житную матку. Собирали оброненные при жатве колоски. У той девушке, которая скорее находила всех больше колосков, считалась – задуманное сбудется. Ее колоски ставилась у иконы. Уже по весне от них при посеве делили зернышки на всю деревню и с них на счастье начинали сев.