Глава 13
Олег вертел в руках кинжал. Воспоминания уносили его в прошлое. В то время, когда на императорском кресле Византии сидел Никифор, а Олег служил в варяжской страже. Данила был одним из многочисленных потомков Ярослава. Так как зачат был вне брака, то наделов ему не полагалось. Ярослав Мудрый был слишком привязан к матери Данилы и по ее просьбе отправил его в Константинополь, делать себе имя. Парень был добр, но силой и разумом не обделён. Он погиб защищая императора во время восстания варяжской гвардии. Хоть тело его и не нашли, но выжить при падении с балкона, который располагался над скалой, было невозможно. Но, получается он выжил... Тогда как он попал на Русь? Почему принимает участие в его ликвидации? Неужели Византия решила убрать Олега с княжьего кресла?
От мыслей его отвлёк вошедший в комнату ключник.
- Там человек. Просит встречи. Говорит, что у него для тебя новости есть. Передал это.
Мужчина поставил на стол деревянный короб и сдвинул крышку. Внутри находилась голова князя Китана, уехавшего вместе с братом в Переяславль на переговоры с Владимиром Всеволодовичем.
- Зови.
Мужчина кивнул и забрав голову вышел за дверь. Вскоре, в комнате показался сгорбленный старичок. Он поклонился до земли Олегу и начал говорить. Речь его была настолько тихой, что Олег не мог разобрать большую часть слов.
- Говори громче.
- Я уже стар и долго кричать не в силах - ответил старик, после того как услышал просьбу Олега.
- Подойди ближе - эту фразу князю пришлось повторить трижды.
Мужчина повиновался и вот, он уже стоит в трёх шагах от князя и пытается рассказать как ему досталась голова половецкого князя.
- Я был когда-то начальником княжьей темницы. С возрастом здоровье стало подводить и меня отправили доживать свой век в семье. Место мое занял внук. Когда приехали половцы, Владимир с ними даже разговаривать не стал, повелел казнить, а тебе послать грамоту, что соглашается на все выдвинутые условия. И будет ждать тебя для подписания документов. Но ты не спеши ехать, ловушка это.
- А тебе это зачем?
- Я стар. За жизнь так ничего и не нажил. Скоро помирать, а детям оставить нечего. Денег хочу.
- А если я не заплачу? Ведь ты уже рассказал все то, что мне было нужно.
- Не все. Есть вести, которые я только за деньги тебе скажу.
- Ты о наемниках?
Старик побледнел, но быстро взяв себя в руки продолжил:
- Нет князь, не о них. Вот.
С этими словами, мужчина достал небольшой крест. В нем не было ничего особенного, только вот это была вещь Олега. Он проиграл его Добрыне.
- Так вот кто приходил ночью - прошептал князь сжимая в руке крест - Добрыня, друг мой, жив! - эту фразу Олег вслух произносить не стал, лишь крепче сжал крест и поцеловал его - Откуда он у тебя?
- Я его выиграл.
- И за сколько продать его хочешь?
- За кошель золота.
Олег кивнул и отдал приказ ключнику выдать золото. Как только старик покинул стены терема, князь почувствовал слабость и головокружение, а к вечеру слег.
Всю ночь он метался в бреду. Ему снились страшные события прошлого. Битвы, потери друзей смерти простых людей. Всюду стоял запах крови, а лица давно забытых и умерших друзей были искажены от страха и боли. Иногда воспаленному сознанию Олега удавалось выбраться из забытья. Он видел лекарей, отдавал какие-то распоряжения и вновь проваливался в ужасы прошлого.
Сколько прошло времени Олег уже не знал. День сменялся ночью, а тьма не отпускала его, но и не забирала к себе. В одну из ночей он увидел образ Феофано. Она улыбалась и смотрела на возлюбленного с теплотой. Ужасы прошлого будто растворились в ее улыбке и холод, что с каждым днём всё сильнее окутывал тело мужчины, начал отступать.
Вскоре Олегу удалось открыть глаза. Рядом с постелью, на небольшом стуле сидел человек. Лицо его было изуродовано, но фигура показалась ему знакомой. На улице стояла ночь и в комнате было темно, лишь свет луны освещал лицо незнакомца, что делало его ещё более уродливым. Ещё не до конца отойдя от бредовых иллюзий, Олег решил, что этот образ - одна из фантазий его воспалённого сознания. Собравшись с силами, князь медленно поднялся и подошёл к незнакомцу. На небольшом столике, лежал меч. Олег протянул руку, чтоб взять его, но знакомый голос остановил мужчину:
- Ты слаб и больше минуты не продержишься. Я ведь тебя учил, не можешь выиграть - договаривайся.
- Добрыня? Ты?
- Я.
- Мне сказали что ты мертв. Тебя в яме хоронили, вместе с павшими.
- Было такое. Очнулся я среди трупов. Лицо рассечено, тело изранено. Но я был жив! Подал голос, но вместо крика смог только что-то простонать. На мое счастье рядом были люди. Они и забрали меня в деревню. На ноги поставили, женили...
- А я сдержал слово - в этот момент силы покинули Олега и только благодаря сильной руке Добрыни он не упал без сознания.
- Знаю - ответил друг помогая князю лечь в постель - Был в Тмутаракани. Как узнал, что ты сына какого-то Данилы приютил, стал люто зол, решил посмотреть, где же мой отпрыск находится.
- Сидит наместником. Управляет городом. Образование в Византии получал.
- Уже видел. Ты меня приятно удивил. Думал на конюшне ему место определишь.
- Ты плохо меня знаешь. Я тебе жизнью обязан...
- Ну, похоже, придется моему сыну киевское кресло занимать! Я ведь тебе жизнь уже дважды спас. Ты, дурень, зачем от незнакомцев подарки принимаешь? Я ведь тебя предупреждал!
- Увидел крест, не сдержался. Ведь святая вещь...
- Да нет у них ничего святого! Отравлен он был. Если б я на сутки задержался, то помер бы ты. Хорошо хоть наемник далеко уйти не успел. У него и противоядие, и печать нашлась. Я в Киев письмо отправил, рассказал о твоей кончине. Выиграл нам немного времени. Приходи в себя. Впереди много дел.
Предыдущая глава здесь
Начало рассказа здесь (карта канала)