Доброго времени. Увы, до весны нам ещё как до Китая... а-а-а, о-о-о, какой сочетание подводки и каламбура. Ха! Это ли не успех? Ну, потому что фильм типа китайский, вот... Эм, в общем, это разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound".
127 место
"Весна в маленьком городе"/"Xiao cheng zhi chun"(1948)
Рейтинг КП - 7,0; Кол-во оценок - 547;
Рейтинг IMDb - 7,4; Кол-во оценок - 3 046;
Режиссёр - Фэй Му.
Жить в маленьком городке душно и скучно. Дни монотонны, никогда ничего не происходит. Каждое утро молодая женщина идет на рынок и по пути поднимается на развалины городской стены — это её отдушина и тайный мир. Она замужем уже 8 лет, 6 лет из которых муж болен и 3 года они не были близки, и даже почти не разговаривают. Однажды безнадежную монотонность дней разрушает приезд людей из прошлого обоих супругов. В маленький городок пришла весна.
Без спойлеров
Говоря о сюжете, основная информация изложена в аннотации. Добавить тут могу только то, что если приглядеться к списку создателей, или банально начать просмотр, то довольно быстро станет видно, что картина очень камерная, во всех смыслах. Актёров всего пять человек(столько их, по крайней мере, указано), действие происходит не то чтоб в одной комнате, и по дому гуляют, и на улицу вроде все выходят, и даже на лодке один раз дружко прокатятся, но... банально вокруг никогда никого нет. Один раз за фильм, по-моему, мимо героини прошёл один какой-то человек, и всё. Во время просмотра создаётся стойкое ощущение, будто герои этой истории в своём мире одни, и психологически, и физически, и буквально.
И я вам скажу, такой атмосферы мало где отыщешь. Даже в камерных триллерах не всегда есть такое железобетонное чувство одиночества, покинутости и отдаления от мира. Здесь, учитывая историю и суть, это уместно, и, больше скажу, отлично влияет на восприятие истории.
Сама история - достаточно простая. Могу вспомнить фильмы, где была такая же тема, но это как бы уже спойлеры, вот. Но уже по описанию можно всё понять, а коль уж сядете смотреть, то тем более. То, как эта история рассказана, тоже хорошо работает. Подача достаточно отстранённая, герои ведут диалоги, за исключениями в виде семейных посиделок, будто нехотя. Есть один герой, который весь такой заводной, но и здесь есть сюжетное и логичное обоснование.
И здесь все составляющие ленты сливаются: не особо активные герои, страдающие каждый от своих внутренних проблем, окружающая пустота, атмосфера упадничества вокруг и внутри. На выходе получается гармоничная и интересная история об одиночестве и о том, как люди пытаются жить тогда, когда жить-то уже и не так чтоб сильно хочется.
Со спойлерами
Сюжет здесь про то, как приезжает к супругам их общий друг, Гость, которого оба знали: Муж с ним вроде бы учился раньше, а с Женой у них раньше были отношения, любовь и все дела. Да, да, по мне тут тоже немного запахло "Касабланкой". Ещё в доме проживают младшая Сестра Мужа и Слуга. Первая интересный герой, второй - не очень. Слуга - единственный герой, у которого нет какого-то ясного конфликта или драмы. Ну, то есть он живёт с больным хозяином и его семьёй, ему от этого тоже радости мало, но у Сестры та же проблема, но ощущается она как-то острее и явнее. Сестра всё же ещё ребёнок, по сюжету ей, если не ошибаюсь, около 16 лет, и за неё, пожалуй, больше всего обидно, так как она достаточно бодрая и весёлая девчушка, и каково ей жилось с братом и его женой, которые оба 98% времени молчат и сидят "в себе", и всё на фоне какого-то разбомблённого села, - жутко грустно. Понятно дело, что она не жалуется, близких любит, но всё равно за ребёнка обидно. Вот что значит умение сохранять в себе "Солнце".
В остальном, все трое лиц из любовного треугольника страдают от ушедшей молодости, потерянного времени, упущенных возможностей, и так далее. Приезд Гостя всех оживляет, малость подбадривает, но всё равно действие обходится без излишеств. Поначалу диалоги рядовые, из серии "как дела, как погода", потом помянут старое, вспомнят былое, а в конце самую каплю повыясняют отношения, и... останутся при своём.
Финал у ленты сродни всему остальному, то есть тихий и без скандалов. Может показаться, что ничего не изменилось, все персонажи остались на стартовых позициях, всё и дальше будет так, как было, но мне лично так не кажется. По мне, концовка хоть и немного, но тяготеет в сторону чего-то светлого и положительного. Персонажи вспомнили былое, побыли вместе, поняли, что жизнь, быть может, не кончена, и главным доказательством этого я буду считать то, что они договорились, что ещё увидятся - Гость снова посетит их следующей весной. Очень вдохновляюще и мило. Вселяет надежду и героям, и зрителям.
Послесловие
Кино очень локальное и камерное, а история не особо сложна. Конфликты в ней знакомы, жизненны и понятны. И режиссёру Фэй Му и компании удалось рассказать эту историю достойно, так, чтоб она вызывала интерес и, что не менее важно, сочувствие к действующим лицам. Это тихий фильм, с тихим началом и тихим концом, но если в начале тишина печальная, то в финале она другая, всё будто замирает вместе с персонажами в ожидании следующей весны. В каком-то смысле кино даже вдохновляющее. Вселяющее надежду на хорошую жизнь, даже когда она становится совсем серой. А порой эта надежда - это всё, что нужно.
#фильмы #кино #китайскоекино #старыефильмы #классикакино #классикамировогокино #топлучшихфильмов #списокфильмов #обзорыфильмов #драма