Как падения превратили в преобразования
Вплоть до начала освободительной борьбы 1821 года восприятие греческой нации было совершенно иным, чем мы знаем сейчас.
Жители Греции находились под гнетом турок, сохраняя христианские православные традиции, помня о захвате Константинополя, веря в предсказания о его освобождении. Греки продолжали считать себя гражданами Византия и называли себя Ромеями. Собственная история была довольно туманной, они помнили только мифический образ Александра Македонского, деяния которого передавались из поколения в поколение в устной форме. То есть, общая картина истории собственной страны народу в 19 веке была не известна.
Восстановлением памяти и истории славных древних предков занялись «Учителя Рода» (Δάσκαλοι του Γένους), которые поставили своей целью восстановить историческую правду о Древней Греции и сформировать иную национально-освободительную идеологию. Все они сходились во мнении взять за точку отсчета историю древних греков, а вот дальше их мнения расходились. Большинство этих ученых получили образование в Константинопольской академии, на Ионических островах или на Балканах. Они были «просветителями» - преподавали в Тайных школах , где греки втайне от турок получали «греческое» образование. Основная заслуга в идеологическом оформлении греческой истории принадлежит Константиносу Папарригопулу.
Основная теория – Византий, это продолжение Древней Греции
Те, кого привлекали древнегреческие или византийские образцы, сходились во мнении, что нация, несмотря на подчинение Римской империи, смогла подняться на ноги, «эллинизируя» Восточную римскую империю - Византий. Таким образом, для них период ига начинался по существу с 1453 года, когда Оттоманы заняли столицу греческой империи. Эта идея приписывается К.Папарригопулу, хотя, на самом деле ее высказывали и до него.
Не стоит сбрасывать со счета и так называемых идеологов Палеологовского ренессанса, в особенности роль Константина Палеолога, которые преклонялись перед античным миром. В те времена все византийские ученые называли себя Эллинами. А «после катастрофы 1453 года» этот самый «обновленный эллинизм» оказал еще раз огромное влияние на Запад. Византийские учёные принесли в Западную Европу намного более масштабное и лучше сохранённое знание своей (греческой) цивилизации.
Теория Кораи об «истинной греческой нации»
Группа интеллигентов, испытывавшие влияние Французской революции, верили, что падение Эллады началось с того момента, когда свободные граждане древних городов-государств превратились в безвольных граждан имперских режимов. Именно эта причина привела к потере национального самосознания. Основным представителем этой теории является Адамантий Кораис. Он называл оказавшихся в состоянии варваров жителей страны «греками» и уверял, что классическое образование в свете эпохи Возрождения превратит «греков» в настоящих Эллинов, которые смогут взять в руки оружие и вернуть назад свою Родину, то есть свободное сообщество граждан.
Согласно идеям А.Кораи различие между политическим и национальным гнетом невелико. Эллины попали под гнет Македонян, Римлян, «Греко-ромеев (Византийцев)» и Турок. Греко-ромеи были предпочтительней турок, так как были одной веры и говорили на том же языке, но жители страны были необразованны и политически несвободны. Македоняне, с другой стороны, навязали монархическое управление, запретили «эллинистические» города-государства и привели страну в упадок.
Разногласия после освобождения Греции
Идеи «Учителей» не прошли даром и уже в декабре 1821 года о 1-м Национальном съезде в Эпидавре писали - «первый свободный Съезд Эллинов, как Нации, после 22 веков». Но вдруг, почти сразу, в январе 1822 года, в первой Конституции напишут «(...) славных Христиан императорских...». А в 1938 году Федор Колокотронис, выступая перед учениками гимназии на Пнике в Афинах, и вовсе выпустил из вида византийский период истории. Похоже, будучи под влиянием А.Кораи, он никак не мог включить в Эллинистическую идею Ромейский (Византийский) период.
В этом нет ничего удивительного, если учитывать тот факт, что после победы освободительного движения Греции романтическая идея Древней Греции восхвалялась только на официальных государственных мероприятиях и в университетских залах. Школьные книги по истории были переводами иностранных и содержали мировую историю с точки зрения европейцев, где существовала только Древняя Греция.
История на службе Великой идеи
В 1850 году два греческих историка, Спиридон Забелиос и Константинос Папарригопулос, объединились в свою «историческую школу», вдохновленные так называемой Великой идеей, возникшей в недрах Филики Этерия в Одессе. Сам термин приписывается Иоаннису Колеттису. Основная мысль — расширение Греции до границ, где проживает греческое население, находящееся под властью других государств.
В этих рамках Папаригопулос формулирует историю нации с древности до современности не как серию падений эллинизма, а, как серию преобразований, во время которых последний не изменялся, а выполнял различные «исторические задачи». Так, Алекандр Македонский и его наследники стали представителями «Македонского эллинизма», потому что объединили Эллинов под своей властью с целью передать Эллинизм на Восток. Далее следовал «Христианский эллинизм», который распространял религию при помощи греческого языка. За ним следовал «Средневековый эллинизм» или Византий, главный защитник православия.
В рамках Великой идеи К.Папарригопулос вдруг поменял мнение и теперь для него «(...) греческой нацией называются все люди, которые говорят на греческом языке...» Кроме того, он пересмотрел и свой взгляд на Византий, который стал важен, как достижение политического единства Эллинов, которого так не хватало Древней Элладе.
Результатом работы стало издание пятитомника «История нации эллинов» (1860-1874).
Великая идея окончательно умерла в 1920 году после ряда военных поражений и обострения политической обстановки в стране. Однако, на долгие годы, если не до сих пор, для служащих, торговцев, крестьян и других представителей средних слоев независимого государства Идея дарила утешительный миф, который отвлекал от трудностей жизни и дарил надежду на нечто великое. Скажите, к чему в жизни стремиться, если ваш предок был Великим Эллином?
***
Романтическая концепция Великой идеи, кстати, сыграла двоякую роль в истории страны. С одной стороны, она послужила рычагом для объединения нации и формирования национальной идеи для нового государства, с другой, послужила причиной осложнения международных отношений между странами, принимавшими «участие» в становлении Греции, а также с греками за пределами Греции и даже с ближайшими соседями.
Однако, отсутствие критериев о смысле понятий Эллин и Эллинизм стало причиной того, что до сих пор остался без ответа вопрос: «Что играет главную роль для представления требования о присоединении территорий к греческому государству — жители территорий или их история?» Кстати, эта самая проблема возникла у Греции с государством Македония уже в 20-м веке и для греков она остается до сих пор неразрешенной. «Македония принадлежит Греции!» и все тут.