Найти тему
Александр Майсурян

Будет ли цензура при коммунизме?

В.И. Ленин и Мария Ульянова. 5 июля 1918. Ильич с сестрой идут в Большой театр, где на Всероссийском съезде Советов предстоят жаркие дебаты с левоэсеровской оппозицией. До убийства графа Мирбаха и восстания левых эсеров остаётся один день. Над головой Ленина — рекламные плакаты оппозиционной газеты «Сын Отечества».

Не будем торопиться отвечать на вопрос «да» или «нет», а попробуем подойти к ответу с исторической точки зрения, исходя из имеющегося опыта.
Конечно, все антикоммунисты, и секунды не медля, радостно ответят: «При коммунистах цензура всегда была и всегда, разумеется, будет!». Но есть нюансы... В СССР цензура, разумеется, существовала. Но первый период существования РСФСР — примерно до восстания левых эсеров в июле 1918 года — она была в высшей степени вегетарианской. Выходили не только оппозиционные меньшевистские и эсеровские, но и либеральные издания (до августа 1918-го). Хотя в это же самое время единомышленники либералов-кадетов по взглядам — корниловцы-белогвардейцы — уже вовсю вели свой Ледяной поход, в ходе которого тысячами, поголовно расстреливали красноармейцев за один факт службы в Красной Армии, что описано в воспоминаниях самих белых.
Легальная печать некоторых оппозиционных партий существовала в РСФСР примерно до 1922 года (выходили журналы анархистов, левых эсеров), а просто независимая печать (например, журнал «Россия»/«Новая Россия» и газета «Накануне») — примерно до конца нэпа.

В Польше после прихода коммунистов к власти независимая печать сохранилась в течение всего периода социализма (!). Выходил с 1945 года «Tygodnik Powszechny» («Тыгодник повшехны», что означает «Универсальный еженедельник»). Правда, в 1953 году журнал был на какое-то время закрыт за отказ публиковать некролог И.В. Сталина (довольно вызывающий поступок для того времени, не очень вяжущийся с привычными представлениями о нём, не находите ли?), но... тут же продолжал выходить под другим названием. А в 1956 году, после осуждения «культа личности» в Москве и Варшаве, триумфально вернулся к прежнему заголовку. В журнале публиковались Кароль Войтыла (будущий папа римский), Станислав Лем, Чеслав Милош. Помню, в начале 80-х мне попалась острая полемика с «Тыгодником повшехны» в советской «Литгазете», причём журнал обвиняли едва ли не в антисоветизме, хотя речь шла, по-моему, о Чаадаеве. Занятно, что в девяностые годы журналу снова стало доставаться уже от деятелей контрреволюции... за его либерализм.
Году в 1984-м мне довелось прослушать довольно интересную передачу «Голоса Америки» об этом издании. Её авторы рассказывали, что купить этот журнал не так просто, его тираж быстро раскупался, и многолетний главный редактор издания Ежи Турович (1912—1999) даже расплачивался номерами журнала со своим дантистом.

-2

Ежи Турович в 1994 году

Тогда эта передача поразила моё воображение: оказывается, при социализме вполне может существовать независимая пресса, в Польской Народной Республике уже 30 с лишним лет существует, и небо от этого не падает на землю! Потом, в 1988—1991 годах, такую возможность продемонстрировал и советский социализм, правда, это было уже время его заката. И было бы сложно отрицать взаимосвязь между раздольем антикоммунистической печати тех лет и крушением социализма и СССР. Хотя в позднем СССР свобода слова была, пожалуй, шире, нежели сейчас, в любой из постсоветских стран...
Примерно тогда же, в 1979 году, произошла сандинистская революция в Никарагуа, которая сохранила либеральную оппозиционную прессу в лице газеты «Пренса». Правда, и дорого за это расплатилась: «Пренса» немедленно стала штабом оппозиционных сил, поддержанных США, которые сумели повалить правительство сандинистов на выборах 1989 года. Характерно, что заодно с открытыми проамериканскими либералами в этой антисандинистской коалиции участвовали и малочисленные «тру-коммунисты», которым был непереносим «оппортунизм» сандинистов. Чистые и незамутнённые либералы-антикомми были гораздо милее их сердцу. Неправда ли, это что-то очень напоминает? :)
В сущности, в Никарагуа произошло именно то, о чём предупреждал В.И. Ленин в 1921 году в переписке с большевиком-оппозиционером Гавриилом Мясниковым, который требовал для рабочих полной свободы слова «от анархистов до монархистов». Ленин писал ему: «Свобода печати в РСФСР, окруженной буржуазными врагами всего мира, есть свобода политической организации буржуазии и ее вернейших слуг, меньшевиков и эсеров. Это факт неопровержимый. Буржуазия (во всем мире) еще сильнее нас и во много раз. Дать ей еще такое оружие, как свобода политической организации (= свободу печати, ибо печать есть центр и основа политической организации), значит облегчать дело врагу, помогать классовому врагу. Мы самоубийством кончать не желаем и потому этого не сделаем. Мы ясно видим факт: «свобода печати» означает на деле немедленную покупку международной буржуазией сотни и тысячи кадетских, эсеровских и меньшевистских писателей и организацию их пропаганды, их борьбы против нас». «Вы хотели лечить коммунистическую партию и стали хвататься за лекарство, несущее верную смерть — не от вас, конечно, а от мировой буржуазии (+ Милюков + Чернов + Мартов). Вы забыли мелочь, совсем малюсенькую мелочь, именно: мировую буржуазию и ее «свободу» покупать себе газеты, покупать себе центры политической организации».

Не стоит забывать также, что капитализм в период своего утверждения в Европе в Новое время тоже не очень-то терпел независимую прессу. Что там было с оппозиционной печатью при якобинской диктатуре и в эпоху империи Наполеона Бонапарта?..
Данная тема не исчерпана сказанным, и ответ на поставленный в заголовке вопрос пока не дан. Есть ещё очень любопытный материал для размышлений...

Продолжение