Найти в Дзене
якабито смотрит анимэ

Анимэ, которое надо... слушать: "Nogizaka Haruka no Himitsu"

Оглавление

乃木坂春香の秘密[ぴゅあれっつぁ♪ / ふぃな~れ♪]

Жанр: #комедия , #пародия , #сейнен , #школьная жизнь, #этти , #романтика
Выходил: июль - сентябрь 2008, октябрь – декабрь 2009, август – ноябрь 2012
Английское название: «Haruka Nogizaka`s Secret [purezza / Finale]»
Русское название: «Секрет Ногизака Харуки [2 / Финал]»
12, 12, 4 эпизодов
Оценка: 6, 6, 7 из 10. Беспристрастная — ещё ниже.

Ёж - птица гордая... Пока не пнёшь - не полетит.
(автор не одобряет насилие над животными).

Аннотация

В одной обыкновенной японской школе учились обыкновенные японские школьники. Со своими обыкновенными социальными играми: была у них и всешкольная принцесса, и клуб её фанатов (и, особенно – фанаток), обычные люди и так далее. Всё бы так обыкновенно и развивалось, если бы вдруг, по чистой случайности класса "бежал-споткнулся-упал в бюст" (не в точности такой, конечно, но по уровню – сравнимой) некий очень заштатный паренёк Юто… в общем-то весьма обычный, спокойный и доброжелательный, хотя и не любящий отаку-культуру даже больше среднего… не выясняет, что абсолютно идеальная «принцесса» Харука – как раз-таки преизрядная отаку. Впрочем, на первый взгляд, ежели она всего лишь просит сохранить этот факт в тайне от остальных соучеников – так и у него нет никаких планов «ославить» девушку, то невелика проблема. Но, естественно, сохранение секрета оказывается более сложным мероприятием. Харука-то прониклась его тактичностью и начала… общаться. Больше не с кем ведь обсудить всё это! Ну, а дальше – больше.

История просмотра

Безусловно, впервые этот сериал попал мне на глаза благодаря тому, что здесь главную роль озвучивает Ното Мамико-сама. А у меня же вялотекущий, но квест: постепенно послушать все её роли. Плюс, я очень люблю вот такую «классическую» картинку середины-конца «нулевых» годов. Опять же здесь сюжет вроде бы как заявлен про отаку-культуру и взаимоотношения любителей этого дела с «обычными людьми». А финальной каплей, поднявшей этот сериал в приоритетах на просмотр – наверняка послужил какой-нибудь комментарий одного моего знакомого на Дзене, каковой просто откровенно помешан на девочках-тихонях. Кто бы спорил: Харука – тихоня образцовая. Скромная, где-то даже нерешительная, анимэшница, богатая… в общем – мечта неуверенного в себе отакуна. Ну и что, что сериал заявлен как в том числе – пародия? Однако именно это и послужило тому, что я изменю обычный порядок разделов и начну не с технического исполнения, а с обсуждения сюжета и ругани. Чтобы хоть что-нибудь позитивное оставить напоследок.

О сюжете. Ругательно.

Строго говоря, сюжет распадается на два основных направления: экскурсия в мир отаку и обсуждение взаимоотношений последних с более обычными «согражданами» (точнее – наоборот, отношений сограждан к ним) – во-первых. И, во-вторых, романтическая история Харуки и Юто. К сожалению, в обоих случаях нас очень быстро ждёт разочарование.

Я даже не говорю о том, что в социальном смысле картинка несколько устарела уже к моменту выхода сериала, а за прошедшие с тех пор ещё пятнадцать лет – устарела почти полностью. Ну нет уже в современной Японии стереотипа: «Она смотрит анимэ – в таком возрасте? Какой кошмар!» Тут многое сыграло: и долгая история анимэ как такового. И признания его официальной частью культуры Японии. И общая инфантелизация общества. И (наоборот) – появления изрядного количества отнюдь не детских и даже не инфантильных анимэ… Ну, и вообще общемировой курс на толерантность. В общем, показанное в сериале отношение – это привет из конца прошлого века. В принципе – интересно с исторической точки зрения, но не шибко способствует восприятию сериала, как происходящего здесь и сейчас.

А это, как легко догадаться, вредит созданию иллюзии у просматривающего отакуна, что с ним может произойти нечто подобное.

С другой стороны, сама отаку-культура за это время изменилась не настолько сильно. И летние-зимние фестивали как официального, так и фанатского творчества вокруг анимэ, манги и прочего такого – Комикеты до сих пор проводятся. До сих пор производители анимэ не имеют ничего против людей, пишущих или рисующих фанфики… ну, до определённого предела: продать сотню-тысячу фанфиков можно без проблем, а вот протащить их в экранизацию без одобрения и отчислений правообладателям – не выйдет. И, конечно же, никуда не делась всеразличная терминология. И вот экскурсия в этот мир – была бы весьма интересна. Но, увы. Если вы ждёте
«Геншикен» - то спешу разочаровать. Информативность сериала в этом смысле – отстаёт на порядки. То есть натурально, если в том же «Геншикене», например, косплею будет посвящено минимум две серии, с подробным рассказом о том, что это такое, как это происходит… то здесь о косплее вы узнаете лишь то, что устраивать косплейные фотосессии разрешается только в определённых местах Комикета. Да, а самого косплея будет довольно много, но совершенно бессмысленного и беспощадного. Младшая сестрица Харуки вместе с приставленным к каждой из сестёр горничной (то есть три персонажки) вроде как для маскировки надевают на себя косплей при каждом удобном случае. Очевидно, что это в ста случаях из ста не помогает им, а мешает. И не просто демаскирует, а ещё и задерживает.

Вдобавок ко всему… хотя вроде бы это – одна из двух сюжетных линий, но времени ей уделено всё меньше и меньше. Хотя в каждом сериале что-нибудь всё-таки такое есть.

А что же происходит со второй линией, романтической комедией, которая, как выясняется, и есть основная? Как бы это сформулировать? А происходит здесь эччийная романтическая комедия. То есть герои:
1. Стесняются.
2. Падают друг на друга так, что у девушки видно то, что под юбкой, либо рука парня оказывается на её груди.
3. Остальные за этим с одобрением (или наоборот — с возмущением) подглядывают.
4. Герои стесняются ещё сильнее.

Вариант: ничего не видно, но зато у героев намечается поцелуй. Неизменно прерванный в самый последний момент вторжением наблюдателей.

Вариант: герои не падают, а говорят некие казалось бы совершенно недвусмысленные слова. Вторгшиеся наблюдатели (точнее, в данном случае — подслушиватели) обнаруживают, что слова таки двусмысленные и, скажем, «ух ты, какой он большой» относилось к тексту домашнего задания, написанному Юто.

Понимаете ли, это действительно бывает смешно. Но этим заполнен весь сериал подчистую. Постоянно. Чуть ли не в каждой серии минимум по одному разу у нас будет всё, по списку. Ну, может быть, я утрирую, но ощущение именно такое: у авторов был список комедийных ходов с выставленным рейтингом: «должен встречаться не реже, чем раз в Х минут».

Точно то же ощущение складывается и в отношении других комедийных элементов. Как то, например: «Старшая горничная приходит в ярость и достаёт бензопилу», «Отец Харуки приходит в ярость и машет мечом, но его изящно и цинично тормозит мать Харуки, после чего отец сидит в тёмном углу и плачет «Я больше не буду»… и так далее. Опять же, один, два раза — это выглядит смешно. Раз в Х минут — вызывает тоскливый стон: «Какая муть, зачем я это смотрю?»

Проблема здесь ещё в том, что все эти ходы — не только повторяются из раза в раз, но ещё и чудовищно клишированные. То есть мы с первых секунд понимаем, как будет развиваться ситуация в ближайшие минуты две. Да, конечно, это клише. Более того, совершенно очевидно, что нам и хотели предложить посмеяться не только над клишированными шутками, но и над самими клише таких шуток. И привнести толику гротеска во всё происходящее. Утрированности. Чтобы если Харука богата — то богата запредельно, поместья, острова, не менее полка охраны, отец ездит то в Лэнгли, то в Тель-Авив… Если Юто — простой и скромный мальчик, то он простой и скромный вплоть до полной неспособности произнести слово или сделать что-то. Ну, или Харука — точно такая же. Это гротеск. Более того, такой гротеск часто действительно выглядит очень забавно. Я, правда, вспоминаю только примеры из сёдзе, вы уж простите. Но согласитесь, что, скажем, в
«Семь обличий Ямато Надешико» и гротескная неуверенность в себе милейшей Сунако, и яркое, гротескное сверх-богатство её тётушки — всё это выглядело и смешно, и уместно. Ну, или, скажем, «Ютапри» (впрочем, они-то были позже).

А что здесь? Здесь гротеск неуместен. Он совершенно очевидно притянут за уши, как ещё один необходимый пункт в списке «что должно быть на экране». В результате чего это не только не смешно, но и не сочетается с происходившим буквально секунду назад. Ну, начиная с того, что совершенно непонятно, как Харука оказалась в школе для «быдла». Объяснение про травлю в предыдущей — не выдерживает критики. И так всё, в мелочах. У нас в плане написано, что Хазуки (старшая горничная) должна извлекать бензопилу не реже, чем раз в Х минут? Вот, отличный повод ему соответствовать: Юто замечен в компании с другой девушкой (Шиной). Хазуки возмущается, достаёт бензопилу… Но на этом сюжет бы и закончился. А продолжать надо, и план уже выполнен. Поэтому через секунду она же совершенно спокойно заявляет: «Мы должны верить в Юто!» Почему? Да потому, что для развития сюжета она и должна произнести эту фразу. Это предсказуемо. И то, и другое. Это скучно, потому что предсказуемо. И это раздражает, потому что не сочетается.

Как и все падения, все эти панцушоты… Они точно так же надуманны, вставлены именно потому, что «панцушот должен быть раз в У минут». Что ещё хуже — ну ёлки-палки, это же эччи! Эротика! Хорошо, я понимаю, что комедийный эротический момент — довольно часто не слишком приятен для героини и заставляет её смущаться, а меня — вместе с нею. Но что делать, когда этот момент не только смущает, но и эстетически даже не нейтрален, а неприятен? Вот, к примеру, когда Шина убегает из мужской спальни, перепутав отца Харуки с Юто… вся такая в расхристанном юката, сверкая обоими элементами нижнего белья? Это хоть как-то красиво? (К слову, не понятно, с чего вообще она в белье?) Это
не эротично. Это анти-эротично.

Но может быть у нас хотя бы романтическая история хороша? Да нет, и с ней всё так же плохо. И беда здесь не столько в том, что плох сюжет её развития. Впрочем, какой сюжет может быть, если у нас тут в остальном происходит такая бессвязная дурь? Проблема в самих персонажах. В общем-то понятно, что их тоже хотели сделать несколько гротескными. И таки сделали. Но вот получилось — не смешно. И Юто, и Харука — тихие, милые, доброжелательные, наивные личности. Причём всё это — в гротескной, утрированной форме. Как я уже говорила, сорок раз им всего лишь надо что-то сказать или сделать, но они стесняются и не могут. Сорок раз можно хотя бы предположить, что есть и другое, менее доброе объяснение происходящему, что сказанное может быть понято несколько иначе… Но нет. Этого они не делают никогда. Что смотрится особенно по-идиотски, когда ультра-стеснительная Харука (как это у Тэффи было: «в слове «омнибус» слышала «обнимусь») вдруг раз за разом начинает порождать недопонимание, предлагая Юто сделать детей. Нет, это универсальное-человеческое. И в русском языке произведение часто называется детищем. Вот — этот обзор, который вы читаете, - детище одной яки. Так и в японском слово «кодомо» (дитя) может обозначать чьё-то произведение. Но не из уст же гипер-стеснительной Харуки! Да, это смешное недопонимание. Но либо одно, либо другое. Или Харука дико стесняется всего, что имеет «такой» подтекст, либо она до предела наивна и не понимает, что можно «такой» подтекст услышать. Не одновременно! И тем уж более — не три раза за две серии. Честное слово, одного раза достаточно!

Вообще, с этими двумя получилась очень забавная ситуация. Я всегда сочувствую романтическим взаимоотношениям. Иногда, правда, в отрицательном тоне. Типа «брось, брось это ничтожество, зачем тебе этот козёл?» или «за что вы, сволочные авторы, такой прекрасной девушке такого мерзкого мужика подсовываете?» (Кстати, задумалась: а бывало ли так, чтобы я симпатизировала герою против какой-нибудь девушки? Кажется, мой великоженский шовинизм такого не позволяет… или наоборот, я верю, что рядом с этим парнем и та стерва станет хорошей… Впрочем, это тоже в какой-то степени тот самый, хи-хи, шовинизм). Здесь же эта парочка во мне не вызывает ничего, кроме тоскливых вздохов. При этом совершенно невозможно заявить, что они какие-то плохие. Нет, оба хорошие. Но какие-то черезмерно… никакие. Безвкусные, бесхарактерные, бледные. Причём бесхарактерные в обоих смыслах этого слова: у них нет ни упорства, характера, ни характера, как ярких, выделяющихся черт. Какие-то прошедшие три степени очистки ОЯШи.

Впрочем, всё хуже. Иногда даже «парочка» вызывает не тоску, а раздражение. Мы же все понимаем, что ОЯШ — он же обычный. Поэтому быстро соображать он не умеет. Что опять же смотрится особенно бредово, поскольку в других случаях мы видим, что умеет! Но об этом — ниже. Собственно, одна из причин, почему не получается как-либо сочувствовать этой парочке и в этом ешё: они просто не цельные и сами. Тут она стесняется, тут лепит такое, что глаза на лоб. Тут он соображает за секунды, тут он, как и положено ОЯШу — тормоз от Стар Дестроера. Говорят ему: «Тут папахен с ротой спецназа сюда летит, делай ноги!» А он лупает глазами и спрашивает: «Что происходит?». При том, что и папахена, и спецназ он уже видел. И что драпать надо — должен понимать. Но тормозит. Мало того, что меня в принципе бесят тормоза (и, надо сказать, что «тормозить» и «медленно думать» - это разные вещи, бывают люди, которые в принципе думают не быстро, но зато основательно), так ещё и он то тормоз, то гений импровизации. Ужасно раздражает.

Да и с остальными тут всё не совсем хорошо. Я, к примеру, совершенно не могла спокойно смотреть на Шину. Вот как раз девушка с вполне понятным характером (и есть у неё другие достоинства), но постоянно её ставят в идиотское положение. И не только роняют об и на Юто. Со всеми сопутствующими эччийными спецэффектами. Почему же я не могла, ведь это вполне соответствует общему стилю данного анимэ? Да именно потому, что это как раз человек цельный, это не мозаика, к которой невозможно испытывать ни симпатию, ни антипатию. И более того — именно симпатичный. Но сразу понятно, что счастья ей не светит. И вдвойне обидно, что вместо этого постоянно перепадает неприятных ситуаций.

Да и в приятных… Сколько раз мы видим ситуацию, где всё сделано и сказано хорошо, но сюжет настолько затасканный, что даже как-то и печально. Вот ту же Шину учат плавать… И говорят ей, ободряя и стимулируя, мол плавать — это как на велосипеде кататься: раз научившись — не разучишься. И сказано верно, и даже вовремя. Но весь сюжет, и собственно момент, когда это произнесено — настолько затасканы! Нельзя было что-то другое сказать хотя бы?

И на что я всё это время потратила?..

О сюжете. И чуть-чуть о хорошем.

-2

Безусловно, кое-то хорошее есть. Ну самое простое — даже ругаясь про сюжет, я не раз говорила, «это смешно», «это интересно». Да, это смешно один раз, а не десять, как показано. Это интересно не вскользь упомянутое, как показано, а поподробнее хотелось бы. Но есть и какие-то сюжетные моменты, которые не повторяются, или повторяются уместное количество раз, и которые хороши. Ну, например, очень правильный и красивый лейтмотив, первый раз прозвучавший чуть ли не во второй серии: Харука стеснялась быть отаку, пока была одна. Стоило рядом появиться кому-то, кто пусть и не разделяет её увлечений сам, но не мешает, а хоть капельку помогает — сразу и внутреннее отношение изменилось. Она поняла, что… «это можно».

И Юто тоже хоть и своеобразный товарищ, но регулярно молодец, способен и сообразить что-то, и даже в какой-то мере пожертвовать собой. Как, например, в самом начале сообразил: особой репутации он в школе не имеет, да и не волнует его эта репутация — и когда из портфеля Харуки вылетел своеобразный журнал (не то, что вы подумали, а «Jump!» какой-нибудь) — сообразил заявить, мол журнал мой, а Харука его нашла и собиралась отдать.

Или вот с другими. Ладно, Хазуки с её бензопилой и любовью к мягким игрушкам — это тоже, конечно, гротеск. Однако гротеск симпатичный, пусть не супер-изящный, но действительно забавно-противоречивый… и одновременно — не воспринимающийся как нечто несовместимое. Что уже хорошо. Но есть же и более раскрытые и вполне симпатичные личности. К примеру, Мика. Которая, конечно, дурдом на марше, шило в корме, и постоянно витает в фантазиях на предмет романтики (сначала сама, потом болеет за сестру). Но так она цельная! Жжот прометиумом не прерываясь. И постоянно действенно помогает… сначала себе, потом сестре. Понятно, что рядом с такой девицей жить подчас нелегко, но и обижаться на неё невозможно, а симпатизировать — запросто. И Рёко со своими несколько издевательскими, но доброжелательными шуточками — тоже очень хороша.

Я уж молчу о своей любимице Шине. Да, наверное, в первый раз она привлекла моё внимание наверняка визуальным сходством с моей обожаемой
Лунамарией. Но потом выяснилось, что и характер у неё чем-то похож — по крайней мере, знакомится она так же легко и даже чуточку… не соответствующе идеалам поведения скромной девушки. И с характером у неё в общем-то всё в порядке. Да, она тоже стесняется признаться Юто (а кто бы сомневался, жанр предполагает, что этому в общем-то не особо выдающемуся, но и не плохому персонажу светит гарем). Но она пытается! Причём несколько раз! И делает это первой! В отличие от нашей парочки, которые натурально «ёж — птица гордая, пока не пнёшь — не полетит.» Кстати да, вот ещё одна проблема Юто и Харуки: это рафинированные ёжики. Ничего без пинка сделать не могут. Особенно Юто. Харука-то хоть что-то ради своих мечтаний делает. Планирует поездки, например. Я понимаю, рядовому отакуну-зрителю очень хотелось бы, чтобы вот так. Ты ничего не делаешь, а вокруг тебя гарем. И богатая девочка, которая всё будет делать за него, но ничего без него типа не мочь. «Ах, если бы не ты...» Ну идеальная мечта неуверенного в себе ничтожества…

Да, что-то я скатилась опять на ругань, и даже о том, о чём уже более пунктирно упоминала. Так вот, есть ещё у Шины одно достоинство, о котором — в техническом разделе.

А пока — добавлю один момент. Вот как бы я ни ругалась на неудачный гротеск, клише и штампы — последняя серия «Финала» была прекрасна. Прекрасна именно несусветной плотностью упаковки гротескных, преувеличенных штампов, следующих один за другим, нескончаемым потоком каждую секунду. Вот это был накал! Вот это было здорово. И, конечно, я всецело одобряю, что хотя бы здесь романтическая линия заканчивается не признанием, а первым поцелуем. Казалось бы, тоже банально. Но тут оно вышло очень мило. Поскольку происходит он — на свадьбе. Я, конечно, не настолько строгих правил, и целоваться-то до свадьбы точно считаю допустимым и даже правильным. Но это всё же красиво. А романтическое анимэ про школьников, заканчивающееся свадьбой - вообще прекрасная редкость.

Техническое исполнение

-3

Собственно, напоследок я оставила этот раздел именно потому, что к нему меньше всего нареканий. Как я уже говорила, нарисован он в, наверное, самой моей любимой стилистике «большеглазых школьных сейненов конца нулевых». И тут в общем-то добавлять нечего. Моя «фамильная» «Сола», прекрасные работы студии «Кеу» - «Канон», «Маленькие проказники»… Да что я говорю, тогда натурально для взрослых дядечек про школьников так рисовали буквально все. Да, здесь это не настолько идеально-красиво, как говорится, можно бы и получше. И более того, иногда явно экономили на художниках-аниматорах. Вот показывают ту же самую женскую эстафету по плаванию (ради которой Шину учили)… и вдруг в кадре плывущий мужик. Ну явно же силуэт в плавках, а не в купальнике! Но вот да, только что показывали мужскую. Кадры задействовали вторично, авось не заметят. Заметили. Тем не менее — нарисовано это всё очень симпатично, как я люблю.

Но самое главное в этом сериале — звук. Даже не песни в опенингах и эндингах, хотя они неплохи, а во втором сезоне мне даже понравились. Особенно та, что исполняет Милан (то есть
Набатаме Хитоми). Кстати, Милан тоже довольно клишированный, и не всюду приятный, но симпатичный персонаж, я даже жалела, что в третьем сезоне её нету. Но я не даром сказала, что это анимэ надо слушать. Состав сейю здесь просто потрясающий. Я уже говорила, что изначально внесла это в список ради Ното Мамико-сама, которая озвучивает Харуку. Надо, к сожалению, признаться, что в этой роли она говорит куда более «плоско», и её волшебный двойной тембр проскакивает не так часто, как хотелось бы. Но продолжим — та же самая Шина, хотя внешне напомнила мне Лунамарию, но говорит не голосом Сакомото Майи-сан (что обидно), но голосом не менее любимой Сато Рины-сан. Люблю я её, правда, не столько за «Рэйлдексовскую» Мисаку Микото, сколько за Наги из «Время Евы», Лавку Сладостей из «ННБ» и, конечно же, «вторую» Сэйлор Марс. Но и дальше не слабее: Мика — Гото Маи-сан сейю не особо как-то известная, но довольно богатая симпатичными ролями. А вот Нанами (горничная Мики) — слегка так Уеда Кана. Это же Юми в «Мария-сама», и, конечно же, Рин Тосака в бесконечной «Фэйтоте». А маман Харуки — немножко Хисакава Ая (а это Сэйлор Меркурий, но из первой «пачки» СМ, мама в «Эйру», училка физры в «Азуманге» и вообще сейю с нереальным количеством шикарных ролей. Ну, и на закуску не нуждающиеся в представлениях Китамура Эри (здесь она Рёко) и Кугимия Рие (немногословная, но выразительно хмыкающая Алисития Рейн, маленькая горничная с огромной винтовкой). Да и сам Юто, то есть Хатано Ватарю — сейю очень спорный, но безусловно талантливый, и здесь он не подвёл.

И вот это всё богатство не только приятно слушать. С ним есть и очень забавные моменты. Такой… двойной пролом четвёртой стены. Дело в том, что Харука фанатеет с некоего вымышленного сериальчика про магических девочек-гольфисток (кажется). Такого классического-преклассического махо-сёдзе, натурально для довольно маленьких девочек. Но первая забавность и пролом стены в том, что всех четырёх главных героинь озвучивают сейю, которые озвучивают и некоторых персонажей «внешнего» сериала. Это слышать уже забавно. А уж когда появившегося в ненужный момент приятеля Юто (единственный анимэшник помимо Харуки и при этом — практически полностью бесполезный пероснаж-шут, совершенно не выношу таких, нужный только для юмора и появлений в ненужный момент, извините за тавтологию)… Так вот, когда Нанами (Уеда Кана, напоминаю) отвлекает его голосом «Ой, это же голос Уеды Каны, знаменитой сейю» - это уже совсем смешно. И, конечно же, в «Финале» просто лучшей шуткой был крик Харуки, очень любящей сейю, озвучивающую главную героиню в том сериальчике. Конечно, вы уже догадались. Её озвучивает Ното Мамико-сама. Я просто покатывалась, представляя себе, как Ното-сама, озвучивает крики любви к… себе. Думаю, она хихикала не меньше, чем я. Натурально, двойной «пролом четвёртой стены». И это, пожалуй, была лучшая шутка всего сериала.

Заключение

В результате — вердикт мой довольно неутешителен. Я вижу две категории людей, которым этот сериал может понравиться. Первая, это мальчики, которым он понравится за сюжет. Что это за мальчики, я вполне описала в тексте, и как к ним отношусь, думаю, тоже заметно. К счастью, их не так уж много. Вторая категория, тоже не слишком многочисленная, но теперь — увы, это те, кто смотрит анимэ довольно много и строго в оригинальном звуке. Эти смогут насладится игрой целого созвездия талантливейших сейю. А остальным… остальным, как и означенному созвездию, это будет просто чудовищная растрата времени и таланта. Впрочем, сейю-то хотя бы за это заплатили.

Послесловие-дисклеймер

Для альтернативно-одарённых, плохо умеющих читать и думать: данный текст касается анимэ-сериала и только его. Наличие манги, новеллы, ранобе, визуальной новеллы или произведения какого-либо другого жанра, сюжет которого в какой-то мере послужил основой для сценария данного сериала – если и было упомянуто, то исключительно для справки, поскольку анимэ-сериал является самостоятельным произведением в другом жанре. Всё, что сказано выше – сказано про сериал и только про него. Желающим прочитать в оценке сериала оценку исходного произведения напоминаю анекдот про «Ерунда эти «Битлз», мне Мойша напел». Направление куда идти – найдёте сами.

#аниме #анимеобзор