Найти тему

Русская «Джоконда»: почему картину считают проклятой?

Я думаю, что большинству из нас известна картина «Неизвестная» - самое известное произведение русского художника Ивана Крамского, мастера жанровой живописи XIX века. Считается, что этот портрет немного высокомерной молодой женщины приносит несчастье. Причем проклятие настолько сильно, что удачу отпугивает не только оригинал, но и репродукция. Давайте разберёмся с её историей, и почему все считают, что картина проклята.

"Неизвестная". Иван Крамской
"Неизвестная". Иван Крамской

Начнём с того, что картину должны были показывать перед выставкой передвижников. Художник был так взволнован, что даже ушёл с вернисажа, а когда вернулся, то был встречен восторженной толпой. Крамского подхватили и понесли на руках, и каждый пытался узнать, кто же изображён на картине. Таинственное молчание живописца породило множество версий натурщицы.

По слухам, на картине изображена Матрёна - крестьянка, которая вышла замуж за князя Бестужева. Из-за этой девушки ему якобы пришлось пережить немало бед. Впоследствии брак закончился разводом.

Также по одной из версий, натурщицей могла быть Софья – дочь художника. В детские годы Соня среди знакомых считалась некрасивой, но в юности, как это случается со многими девочками, похорошела. Однако для отца она всегда была самой любимой моделью. Даже когда девочке из-за болезни обстригли волосы и у нее на голове отрастал неровный ежик, а Соня пыталась прикрыть его кружевной косынкой, на полотнах отца дочь-подросток представала настоящей красавицей с бездонными глазами. Во врем написания картины девушка переживала из-за неразделённой любви: её помолвка с медиком Сергеем Боткиным была разорвана, так как незадолго до свадьбы тот очаровался подругой невесты, Александрой Третьяковой, и женился на ней.

Софья
Софья

По мимо этого, возможно, что молодая особа была лезгинкой, дочерью полковника из азербайджанских Кусар.

Версий кто позировал при создании очень много, но мы до сих пор не знаем точного ответа. Есть тоже вариант, что эта девушка на картине вообще не существовала, а привиделась Крамскому.

Посмотрим на картину.

-3

Молодая женщина проезжает в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца. Справа за её спиной виднеется Александринский театр. Сама по себе она достаточно красива; во внешности девушки есть что-то восточное, а её наряд — последний писк моды 80-х годов XIX века: бархатная шляпка «Франциск» с подвитым страусиным пером, пальто фасона «Скобелев» темного бархата, подбитое соболем, тонкие перчатки, выполненные из шведской (то есть вывенутой, наподобие замши) кожи. Одежда и аксессуары очень дорогие. Незнакомка держится горделиво и даже царственно, он будто смотрит на нас снизу вверх, но в её взгляде мы можем заметить напряжённость и грусть. Именно из-за такого загадочного и непонятного взгляда её прозвали «русской Джокондой».

Однако, дорогой наряд совсем не указывает на высокородное происхождение или положением в обществе. Наоборот, он, скорее выдаёт в девушке содержанку или, возможно родственницу богатого человека, но не аристократа. В те времена, в русском высшем обществе такое доскональное следование моде считалось моветоном.

Теперь к тому, почему же картина «проклята».

Конечно, слухи могли пойти из-за дурной истории.

Всё началось с того, что картину не взяли в Третьяковскую галерею. Крамской писал «Незнакомку» с воодушевлением и уверенностью в том, что она украсит Третьяковскую галерею. Однако, не смотря на то, что Крамской был приближён ко двору, меценат Павел Михайлович Третьяков, основатель галереи, по каким-то резонам отказался ее покупать. Возможно, он опасался поверья, что портреты красавиц высасывают силы из людей.

Как бы то ни было, картина попала в частную коллекцию и сразу же «принесла» несчастие: его жена, словно одурманенная полотном, сбежала с любовником. Такое предательство сильно подкосило первого владельца, он начала транжирить всё своё имущество, много пить. В какой-то момент он продал «Незнакомку».

Второго владельца картина «не обделила». В его доме вспыхнул пожар. Ни дом, ни добро в нём спасти не удалось. При этом было очень странное обстоятельство: «Незнакомку» пожар не затронул. После этого картина перешла к следующему владельцу.

Третий владелец тоже разорился. При чём разорился он просто так…без бедствий…

Кстати, к несчастьям от картины не редко приписывают смерть Крамского и его сыновей. Сначала сыновья художника, один за другим погибли, а сам Крамской ушёл из жизни через 5 лет после окончания «Незнакомки». Художник погиб неожиданно: он просто свалился замертво, пока писал портрет доктора Карла Андреевича Раухфуса.

Иван Крамской. Портрет доктора Карла Андреевича Раухфуса
Иван Крамской. Портрет доктора Карла Андреевича Раухфуса

Вплоть до 1925 года картина приносила несчастья своим владельцам. До этого времени она находилась не в России, а в Европе. Теперь она попала в коллекцию Третьяковской галереи, и, как говорят эзотерики, «успокоилась». Но, даже сейчас особо суеверные люди стараются обходить картину, да даже иногда и зал, в котором она находится, стороной.

из Третьяковской галереи
из Третьяковской галереи

Ну как? Пишите в комментарии было ли интересно и ставьте лайки если понравилось! Также меня очень порадуют ваши подписки!

А ещё у меня есть статья про портрет цыганки, приносящий счастье: https://zen.yandex.ru/media/id/62b2073cc45e2840ec9ea5b3/62fe56709de8555df6df5eb7