Любовь под вязами / Страсть под вязами / Desire Under the Elms. США, 1957. Режиссёр Дилберт Манн. Сценарист Ирвин Шоу (по одноименной пьесе Юджина О'Нила). Актеры: София Лорен, Энтони Перкинс, Берл Айвз, Фрэнк Овертон, Пернелл Робертс и др. В СССР – с июля 1966. 25,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссёр Дилберт Манн (1920-2007), лауреат «Оскара» за драму «Марти» (1955), получил известность также такими своими фильмами, как «Любовь под вязами» (1958), «В полночь» (1959), «Розовые джунгли» (1968), «Похищенный» (1971), «На западном фронте без перемен» (1979) и др.
Драма «Любовь под вязами» рассказывала о вражде и страсти в семье Кэботов… В центре этой картины был психологически сложный дуэт двух выдающихся актеров – Софи Лорен и Энтони Перкинса (1932-1992).
Советская пресса отнеслась к этой драме неоднозначно.
Так философ и кинокритик Владимир Разумный (1924-2011) писал, что «наряду с коммерческой продукцией и модернистскими фильмами в современном буржуазном кинематографе порою появляются произведения, близкие по духу к критическому реализму. В них дается относительно правдивая картина общества, где человек человеку — волк, где действуют, как в джунглях, звериные законы индивидуализма. Как правило, такие фильмы являются экранизациями известных литературных произведений. Именно таков фильм «Любовь под вязами», снятый режиссером Д. Манном по одноименной пьесе американского драматурга Юджина О'Нила. Деньги, их грозная разлагающая власть, превращающая родных людей в кровных врагов, заставляющая детей предавать своих родителей, а родителей — убивать детей — вот тема, трактуемая драматургом» (Разумный, 1966). Разумный В. Любовь под вязами // Спутник кинозрителя. 1966. № 7.
Литературовед и театровед Наум Берковский (1901-1972) отнесся к фильму «Любовь под вязами» гораздо строже, подчеркнув, что «у Софи Лорен на экране женщина-змея, даже во внешности ее, в удлиненной фигуре, в маленькой круглой голове, в волнистых телодвижениях преподносится нам нечто змеевидное и змееподобное. В американском фильме фермерша из Новой Англии и яростная, ядовитая страсть ее к собственному пасынку суть неразличимое одно. У Софи Лорен ничего не останется, если вычесть страшные, ее уничтожающие сексуальные переживания. Нет человека, есть наложница, сначала отца, потом сына, потом и одного и другого, к одному питающая отвращение, к другому вожделеющая страстью целого террария или, больше того, страстью целого зверинца. … У Софи Лорен было очень много силы и искусства, никак не менее того соблазна, но поэзии здесь не было ни до, ни после завязки событий, все было съедено преступностью и преступлениями. Социальная тема, столь яркая в спектакле Таирова, в американском фильме звучит гораздо глуше» (Берковский, 1069: 379-380). Берковский Н. Литература и театр. М.: Искусство, 1969. 639 с.
Зрители XXI века, как правило, оценивают фильм «Любовь под вязами» высоко:
«Очень люблю пересматривать этот фильм. Потрясающая игра актеров. Роль Софи Лорен одна из лучших в ее фильмографии» (Новикова).
«Очень хороший фильм с несравненной Софией Лорен. Еще раз убедилась, что она блистательная разноплановая актриса. Сложная драматическая роль, тяжелое психологическое кино» (Велэри).
Александр Федоров, киновед