Associated Press рассказывает, что Содаба Нажанд организовала занятия в импровизированной школе. Вместе с сестрой она преподаёт английский язык, естественные науки и математику девочкам, которые должны были бы посещать среднюю школу, но лишились такой возможности решением «Талибана».
Школа Нажанд является одним из немногих подпольных учебных заведений, действующих с приходом к власти нового правительства в 2021 году. Несмотря на то, что талибы не запретили посещать девушкам занятия в университете, подобное исключение теряет свою актуальность, поскольку получить высшее образование без неполного среднего невозможно.
«Нет никакого способа восполнить этот пробел. Это очень печальная ситуация, вызывающая беспокойство», – сказала Нажанд.
Больше новостей и материалов в Телеграм-канале AXIOMA*
Опрос, проведённый агентством по оказанию помощи Save the Children среди 1700 детей в возрасте от 9 до 17 лет, показал, что более 45% девочек не ходят в школу по сравнению с 20% мальчиков. В то же время у 26% девочек наблюдаются признаются депрессии, среди мальчиков – 16%.
Международное сообщество требует от талибов дать возможность девочкам учиться, а США и ЕС даже разработали план по выплате зарплат афганским учителям. Но этот вопрос вызывает жаркие споры среди самих членов «Талибана». Одни согласны с необходимостью получения образования, а другие выступают решительно против.
В 1990-е годы, когда талибы впервые пришли к власти, они запретили всем женщинам учиться и работать. В 2001-м, когда «Талибан» был свергнут, женщины вновь вернулись в школы и вышли на работу.
В марте этого года появилась надежда, что девочкам позволят учиться дальше. Местное министерство образования объявило о том, что все смогут вернуться в школу. Однако в конце того же месяца отправило эти планы в утиль. Говорили, что эмир Хайбатулла Ахундзада пошёл на поводу оппозиции.
Сегодня подпольные школы – едва ли не единственная альтернатива для девочек-подростков. «Я не только преподаю им школьные предметы, но и пытаюсь научить их бороться и отстаивать свои права, – поведала Нажанд. – Мы должны бороться: писать, давать о себе знать любым возможным способом».
Нажанд не знает, что будет с её школой. Такие образовательные классы де-юре незаконны, хотя репрессий со стороны талибов пока не было. Но женщина переживает: у неё нет возможности платить за аренду дома, поскольку благодетель, внёсший деньги на полгода вперёд, умер.
*запрещены в РФ
Больше новостей и материалов в Телеграм-канале AXIOMA*