Найти тему

Балаклава. Музей.

О величии советских инженеров. 

Балаклава. Музей 825 ГТС. 

Один из немногих музеев, который впечатлил настолько, что трудно подобрать слова. 

Итак, Балаклавский подземный музейный комплекс, он же ядерное убежище, он же завод по ремонту атомных подводных лодок. 

Вход в музей
Вход в музей

Балаклава, как и весь Крым имеет тысячелетнюю богатую историю. Но в условиях холодной войны, город был стёрт и полностью засекречен. Тогда, даже жители Севастополя не могли побывать в узкой уютной бухте. 

Местные жители тоже не знали причину такой секретности, видели лишь работы, которые проходили круглосуточно на протяжении 8 лет у подножия горы Таврос. 

-2

Официально людям говорили, что строят ГТС - городскую телефонную станцию. А Советы тем временем строили единственное в мире убежище, способное выдержать прямое попадание ядерной боеголовки, мощностью в 10 раз сильнее, чем сбросили на Хиросиму. 

Место до мурашек атмосферное. Помимо интересной экспозиции-километры подземных коридоров, невероятная мощь и величие советских конструкторов, и конечно, стены, хранящие тайны истории. 

-3

Балаклавская бухта идеально создана природой для секретных военных объектов. Узкий вход в бухту практически не видно со стороны моря. Из-за небольшой площади акватория всегда спокойная. С возвышенностей просматривается каждый метр берега. 

По приказу Сталина гору Таврос начали бурить. Преследовали две цели: сделать уникальный пролив для ремонта атомных подводных лодок (825 ГТС) и арсенал для хранения и подготовки к боевому применению ядерного оружия (820 РТБ). Все в строгой секретности. 

-4

От входа вдоль стены установлены таблички с высотой скалы, под которой ты идёшь. Что несвойственно для бункеров-ты идёшь по ровным коридорам, а не спускаешься вниз, под землю. 

-5

Коридоры изогнуты, и это тоже просчитанные инженерами детали: такие изгибы призваны гасить ударную волну от возможного взрыва. Двери также в виде полукруга. Все, чтобы люди внутри бункера оставались в безопасности. 

Одна такая створка весит 10 тонн
Одна такая створка весит 10 тонн

В стороны от экспозиции расходятся коридоры, в которые проход закрыт. Пока наматываешь километры по открытым музейным коридорам-понимаешь, сколько всего ещё скрыто от глаз. 

-7

Аудиогид подробно рассказывает о каждом помещении, а также о фактах из истории, в основном времён холодной войны. 

Отмечу, что каждый советской телефон автомат исправен, к ним подведена линия. Трубку снять не получится, ее закрепили стяжкой. Но, думаю, это чтобы не хулиганили. 

-8

Ещё одно примечание: все двери тщательно смазаны и действуют. Даже те, которые весят 10 тонн. Приводятся в движение легко. (Пробовала вопреки правил, за что получила от смотрителя). Осталось четкое ощущение, что бункер действующий. 

Канал для подлодок-это нечто. Чёрная гладь морской воды, кажется скрывает под собой Наутилус, описанный Жуль Верном. 

-9
-10

На самом деле здесь ждали очереди на ремонт уникальные подводные лодки. Дальше-сухой док. Сюда входила субмарина, поднимались герметичные перегородки, вода откачивалась и мастера могли начинать ремонт или техническое обслуживание. 

Сейчас сухой док - сухой. И по уверению аудиогида стены навсегда подняли и забетонировали, чтобы не случилось подтопления музея. Но опять же, все механизмы оставляют впечатление смазанных и готовых к работе. 

-11

Балаклавский музей, наверное, самый запоминающийся, и туда хочется вернуться. 

Если говорить о фактах, то последняя подводная лодка вышла из бухты в 1996 году. Потом Украина решила, что она государство без ядерного оружия и секретный объект просто бросили открытым. Конечно его разграбили, вынесли почти все. 

-12

Власти объявили объект музеем, чтобы сохранить хоть что-то. Но если посмотреть старые фотографии из интернета, в украинские времена это был скорее какой-то заброшенный непонятный бункер. 

С возвращением Крыма в родную гавань объект преобразился. Сейчас это замечательный музей. И все-таки, кажется, действующий бункер. 

-13