«Я сто раз спрашивал себя, если бы не было Тургенева, что стало бы с Голсуорси? Каким бы он был»?
(Форд Мэдокс)
«Писать должен лишь тот, кого волнуют общечеловеческие и социальные проблемы», - такой немного высокопарной фразой выразил свое творческое предназначение Джон Голсуорси, выдающийся британский писатель, прозванный «английским Толстым». За что, собственно, и поплатился впоследствии как социальный реформатор – после его смерти о писателе попросту забыли, сочтя его прозу излишне материалистической, героев – «лишенными внутреннего содержания», а, стало быть, попросту неинтересных с точки зрения психологического восприятия. Но вычеркнуть имя Голсуорси не удалось ни из истории литературы, ни из памяти читателей.
На фоне нового поколения британских романистов и поэтов, таких, как Дэвид Лоуренс, Томас Элиот, Виржиния Вулф, Джеймс Джойс, имя Голсуорси современники все чаще связывали с прошедшей эпохой, да и сам писатель называл себя безнадежно старомодным, отвергал новизну авангардизма, принимая законы реалистической классики. Он возводил в ранг небожителей русских писателей Ивана Тургенева и Льва Толстого: «Я в большом долгу перед Тургеневым, - писал Голсуорси, - У него и у Мопассана я проходил духовное ученичество, которое проходит каждый молодой писатель у того или иного старого мастера, влекомый к нему каким-то внутренним сродством». Наверное, как раз это «внутреннее сродство» и поставило практически все книги Джона Голсуорси на одну полку с сочинениями самых крупных мастеров большой прозы XX века. «Его работы – это своеобразная моральная лаборатория, в который бизнес сталкивается с искусством, стоицизм – с чувством, а любовь – с собственностью»,- заметил специалист по творчеству Голсуорси, профессор английской литературы Саймон Баркер.
Эпическая семейная сага, воссоздающая историю клана Форсайтов на фоне истории Англии –несомненно, лучшее из всего написанного Голсуорси; произведение, ставшее частью национального самосознания британцев и энциклопедией жизни чопорной буржуазной верхушки. А ведь основой этой никогда не устаревающей книги стала история собственной семьи писателя, безжалостно препарированная и выставленная под увеличительным стеклом «ненависти к форсайтизму». За ярко задрапированной ширмой успеха скрываются семейные склоки, выдающееся и удушливое мещанство, любовь без надежды и боль одиночества, быт и нравы «сливок общества», сломанные судьбы и несостоявшееся счастье. К сожалению или к счастью, он знал этот мир изнутри…
Ромен Роллан даже придумал для «Саги…» специальное обозначение «роман-река», - читать томики можно не по порядку, они достаточно автономны, как притоки, сливающиеся в одну мощную реку.
«За высокое искусство повествования, вершиной которого является "Сага о Форсайтах"», Голсуорси получает Нобелевскую премию по литературе. Известие о столь высокой оценке его многолетнего труда безнадежно больной писатель получил в конце ноября 1932 года, и, окрыленный успехом, приступил к написанию обязательной Нобелевской речи. Он нисколько не сомневался, что сможет произнести ее в Стокгольме на торжественной церемонии: «Я был темным юношей, учеником, которого вела вперед какая-то направляющая сила и вера, что однажды я стану настоящим писателем. А сейчас мне кажется, что я никогда не был писателем в полном смысле этого слова. Я не боюсь расстаться с цивилизацией. Я больше боюсь того момента, когда скажу уже все, что имел сказать, но придется еще ждать, когда смерть подберется ко мне сзади и скажет: «Пора, сэр», а я отвечу: «Вы шли ко мне очень долго. Вот моя ручка – чернила в ней высохли. Возьмите ее и отдайте тому, кому она будет служить лучше».
Выступить со своей речью-исповедью Джону Голсуорси уже не удалось…
📖 Из книг и статей Джона Голсуорси:
✍🏻 Чтение - лучшее средство от стандартизации и упрощения, свойственных нашему веку. Чтение расширяет наши представления о жизни, нравах и нуждах других людей; книга удивительно помогает человеку выйти за пределы своего «я».
✍🏻 Литература оставляет следы не на земле, а на зыбучих песках Времени.
✍🏻 Русский характер практически безразличен к ценности времени и места; главное для него - чувства, а еще больше, пожалуй, - выражение чувств, так что он не успевает достигать своих целей до того, как новые волны чувств смывают их прочь.
✍🏻 Русский характер — это непрестанные приливы и отливы, и чисто русское словечко: «Ничего!» — хорошо выражает фатализм этих нескончаемых колебаний.
✍🏻 Великие русские писатели, доставившие мне столько наслаждения, велики превыше всего своей правдивостью… Ваши писатели внесли в художественную литературу прямоту в изображении увиденного, искренность, удивительную для всех западных стран… Это одно из проявлений вашей способности глубоко окунаться в море опыта и переживаний, самозабвенно и страстно отдаваться поискам правды».
✍🏻 Красота - это улыбка на лике земли, улыбка для всех, и нужно лишь иметь глаза, чтобы видеть ее, и настроение, чтобы чувствовать.
✍🏻 Смерть чем плоха? Уходишь, а то, что любил, остается.
✍🏻 Все мы бродяги, и никто не знает, что несет ему день и где он приклонит голову, когда наступит ночь.
✍🏻 Человек, находящийся в разладе с самим собой, не годится для совместной жизни, пока не избавится от этого разлада.
✍🏻 Люди, которые не живут – прекрасно сохраняются.
✍🏻 До чего непонятная книга — человеческое лицо! Целые страницы заполнены какими-то личными мыслями, интересами, планами, фантазиями, страстями, надеждами и страхами. И вдруг бац! Налетает смерть и смахивает человека, как муху со стены, и никто не узнает, как работал этот маленький скрытый механизм, для чего он был создан, чему служил.
✍🏻 Когда мы убеждаем других в своих совершенствах и необыкновенном благородстве поступков, мы производим весьма прискорбное впечатление.
✍🏻 Истинно великие люди не болтают и не толкаются в толпе — они плывут одни в своих лодочках по тихим протокам.
✍🏻 Человеческое мне дороже всех богатств мира.
✍🏻 Если вы не думаете о будущем, у вас его и не будет.
✍🏻 Не теряйте чувства юмора. Юмор для человека то же, что аромат для розы.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!