Мне никогда не нравилась затея противопоставлять отечественный рок западному, но сегодня попробую немного поразмышлять на тему главных отличий. Собственно вот это самое противопоставление идёт от незнания предмета и фактуры. Давно уже пора смириться и признать, что русский рок лишь узкий локальный продукт интересный небольшой группе людей. Если я неправ, то покажите мне концерты «ДДТ» на стадионе в Лос-Анджелесе или хотя бы предстоящий концерт «Алисы» в Новой Зеландии. Ничего этого нет, и никогда не было. И не надо мне рассказывать о том, что «ДДТ» выступали в США. Я прекрасно знаю, что у них были туры там, но это не стадионные выступления. Так-то в Америке и «Гражданская Оборона» играла, только всё это история для местных иммигрантов желающих проронить слезу ностальгии. Не мои слова если что. Организаторы таких гастролей считают, что индустрия жива благодаря тому, что 90% посетителей подобных выступлений иммигранты. И это очень важный штрих. То есть западному зрителю неинтересно всё это. Ответ же на вопрос, почему так сложилось очевиден. Потому что в России и тем более в Советском Союзе музыкантов было очень мало и продукт, который они создавали, не имел конкуренции даже на внутреннем рынке. Как бы цинично это не звучало, но конкуренция важна, в том числе и в рок музыке.
Главное что стоит учитывать, когда заходит речь о конкуренции так это то, что конкурент не значит подражатель. Егор Летов породил кучу своих последователей, вот только кому нужна вторая «Гражданская Оборона»? Это одна из самых серьёзных ошибок людей начинающих играть. А давай будем, как эти ребята соло делать. Не надо так делать. Надо вообще в таком случае отложить гитары в сторону и забыть о музыке навсегда. Необходимо изобретение чего-то своего неповторимого и узнаваемого. Как пример можно привести группу «Химера» из Питера 90-х годов. Мне не близка такая музыка, но отрицать то, что это явление я не буду. Как минимум, потому что аналогов этой команды не было, и нет. Да и не надо, честно говоря.
В том и заключается суть музыки на западе. Исполнитель должен придумать нечто такое, чего не было до него. Вы думаете, что сейчас в 21 веке уже и придумать ничего нельзя? Но ведь точно так же кому-то казалось и в 60-х и в 70-х и даже в 90-х. Но музыкальная индустрия никуда не делась. Опять же можно взять ради интереса несколько лейблов и бросить взор на тех ребят, что они выпускали в разное время.
«Mute Records», «4AD Records», «Factory Records». Надо продолжать? Наверное, все-таки достаточно. Если вы немного ориентируетесь в музыке, то должно понимать, что все эти лейблы выпускали абсолютно непохожих друг на друга исполнителей. Схожим там мог быть дух в виде эксперимента, но группы не были копией друг друга.
Теперь попробуем бросить взор на происходящее в России. Брать 80-е или 90-е годы, пожалуй, будет некорректно, но уж в 00-х никто не мешал выступать и записывать альбомы. Тогда целый вал был групп, которые молодому поколению казались новыми. Все эти пять диезов и прочие «Jane Air» штамповали альбомы пачками и естественно продавали их. Только вот берешь послушать «Jane Air» и понимаешь, что на первом же альбоме у них гитарная партия взята из группы «Korn». Ну, смешно же ей-богу. Единственным исключением из той волны оказалась группа «Психея». Они и до сих пор держат марку.
Однако одна группа не может на себе вытащить весь андеграунд. Да, я веду речь тут именно об альтернативной музыке. То есть той, что изначально не рассчитывает на появление в телевизоре или на радио. Только опять же здесь у нас есть огромное отличие от запада. За счёт количества англоговорящего населения там может существовать какое-то другое радио. И оно даже будет рентабельным. У нас сами знаете, что крутят по «Нашему» радио. И дело тут не в том, что это плохо или хорошо. Просто изначально всё складывалось не так как там. В этом есть как свои плюсы, так и свои минусы.
Сейчас мы наконец-то можем наблюдать нормальный подход к музыке, когда в одном альбоме как у группы «25/17» могут вместе оказаться Глеб Самойлов и Сергей Летов. Да-да, именно так ребята и записывают свои диски. С кучей приглашенных гостей. На мой взгляд, это крайне занимательно. Но если на западе это изначально было нормой, то у нас только сейчас стали появляться подобные примеры.
Так вот тут дело не в отставании в чём-то или опережении. Дело в разной истории формирования сцен. Ну и конечно нельзя не учитывать аудиторию. К слову аудитория у нас крайне занятная. С одной стороны существует прослойка фанатов той же условной «Психеи», которая жалуется, что кругом одна поп музыка. Но стоит «Психее» поехать выступать на какой-то фестиваль, то тут же начинаются стоны, что им там не место.
А где им место? В подвале с концертом на 50 человек? Нет, ребята это так не работает. Если уж мы ведём речь о каких-то изменениях во вкусах аудитории, то чем больше какой-то андеграунд где-то будет мелькать, тем лучше. Как минимум это внесёт своё разнообразие. Потому что без этого никуда. Ведь на западе же никто не удивляется, когда в одном концерте появляются Мадонна и Игги Поп. У нас же нечто подобное представить невозможно. Этим и отличается подход нашей аудитории к музыке. Хотя, казалось бы, именно музыка и должна быть первична, а не внешний вид или какие-то жанры.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.