Начну с того, что я не уроженка Подмосковья. Я родилась в Краснодарском крае, где мои будущие родители, и папа, и мама, проходили производственную практику. В СССР очень часто семьи появлялись именно так. Обычно говорят, "где родился, там и пригодился". Но у меня все вышло по другому. Мы переехали на папину вотчину, в глухую Подмосковную деревню Пуршево района Саввино на окраине г. Железнодорожный, когда мне исполнилось 7 лет. И мне казалось, что я никогда не смогу полюбить этот край. Но чем больше я узнавала о своей малой Родине, тем больше начинала любить и ценить ее.
Сейчас местечко, в котором я живу, входит в состав Балашихинского района Московской области. А еще совсем недавно это был отдельный город Железнодорожный (ранее Обираловка). В наших краях ведется уплотненная жилая застройка, и руководство района считает, что Балашиха - это не про туризм и не про культуру, а только про жилье и промышленность.
Но многие коренные жители, и я вместе с ними, с этим не согласны, ведь мы живем на земле, полной исторической притягательности.
В маленькой статье я не могу рассказать обо всех туристических изюминках моей земли, об Обираловке и ее окрестностях написано несколько книг, поэтому выбираю "изюм" покрупнее.
Акатовские курганы
Признан памятником археологии федерального значения. Это захоронения древних славян в нашем городском округе Балашиха. Их обнаружили около реки Пехорка у села Акатово (в черте современного мкр. Салтыковка). Сейчас определено, что на этой территории насчитывается 71 курган.
Рядом с курганами обнаружили древнеславянские поселения, была найдена керамика второй половины 10-го – начала 11-го веков. Это наиболее древние поселения в долине реки Пехорки. Предполагают, что поселения в течение веков переходили от племен кривичей к племенам вятичей и наоборот. Причем, это были не военные действия. Скорее всего, люди уходили с истощенных земель и приходили, когда земли восстанавливались.
А еще, среди местных ходит устойчивая легенда о том, что именно из Акатово во времена становления Москвы и велось управление растущим городом. А попасть в Кремль уже в стародавние времена можно было по подземному тоннелю. Правда это или нет, сказать сложно, но доподлинно известно, что уже в годы прошлого столетия из центра Москвы в дер. Черное, где и сейчас располагается военный городок, вела ветка секретной подземной железной дороги.
Троицкое-Кайнарджи и самые северные ананасы в России
Село Троицкое в летописях известно с 16 века, а в 1760 году оно перешло а собственность к генерал-фельдмаршалу П.А. Румянцеву-Задунайскому, и с этого времени начинается период его расцвета. Румянцев блестяще руководил 2 армией в военной компании русско-турецкой войны 1768-1774 г. В болгарской деревушке с турецким названием Кучук-Кайнарджи в 1774 году был заключен мирный договор. Румянцева произвели в генерал-фельдмаршалы, в 1775 г. к фамилии присвоено почетное добавление “Задунайский”. После официальных торжеств императрица Екатерина приехала в гости к любимому фельдмаршалу в Троицкое.
Покидая Троицкое, Екатерина дала ему второе название «Кайнарджи». В честь визита императрицы фельдмаршал перестроил свое имение в виде военной Турецкой крепости с башенками по углам. В имении отстроили лучшую в Московских окрестностях мельницу. Были сооружены огромные оранжереи, в которых выращивались сливы, персики, абрикосы и ананасы. Вода, необходимая для растений, бралась из колодца, от которого подавалась через подземные и наземные трубы во все оранжереи. В имение вода подавалась по возведенному акведуку.
В 1812 году территория современной Балашихи была оккупирована наполеоновскими войсками. Добрались захватчики и до усадьбы Троицкое-Кайнарджи, украшением которой был «потешный турецкий дворец». Вокруг него в парке были устроены позиции для показательных сражений. «Потешный дворец» был разграблен и сожжен французами дотла. Видимо, не давала покоя горе-завоевателям чужая слава.
Сейчас от усадьбы остались две церкви, мавзолей, парк, пруды и старый акведук. Можно долго о них рассказывать, а можно приехать и посмотреть. Это и сейчас очень интересное местечко, где-то частично отреставрированное.
Нижегородская железная дорога
Станция «Обираловка» была построена в 1861 году. Первый участок однопутной железной дороги, от Москвы до Владимира также был открыт для движения - 14 июня 1861 года. Нижегородская ветка строилась наравне с Рязанской, но почему-то считается, что первой открыли и запустили ветку от Москвы до Коломенского (датируется 1862 годом). Оставим Коломенскому его лавры, и вернемся к родной Обираловке.
Старожилы города помнят (да и я еще помню) старый деревянный вокзал, который простоял более 100 лет. В XIX веке это был центр Обираловки. В вокзале имелся буфет, по воскресеньям священнослужители Саввинской церкви проводили службу. При дамских комнатах были устроены ватерклозеты. Заведовал хозяйством начальник станции, у него были помощники, кассиры, составители поездов, ламповщики, сторожа, рассыльные, письмоводители, конторщики, весовщики, рабочие и прислужницы при дамских комнатах. Станция Обираловка была одной из крупнейших. Ежегодно станцией пользовались 9 тысяч человек, или в среднем 25 человек в день. Немудрено, что Лев Толстой "бросил под поезд" Анну Каренину на самой знаменитой по тем временам железнодорожной развязке. Но мы все знаем, что это миф, или, грамотно говоря, художественный вымысел.
Когда-то Обираловка была конечной, здесь был расположен поворотный круг (железная дорога была одноколейной), а также стояла водокачка. Видите ее на снимке? Я ее еще помню. Сейчас ее разобрали, хотя можно было бы сделать из нее музей. Выходили из вокзала на привокзальную площадь, по обе стороны которой у коновязей пассажиров ждали извозчики. Лишь в 1939 году, после ходатайства жителей посёлка, которым разонравилось старое название, станция была переименована из «Обираловки» в «Железнодорожную». Сейчас вокзал заново перестраивается на еще более современный, уже в третий раз за свою историю.
Саввинская пустошь
Саввино, как пустошь, или место поселения людей, впервые упомянуто в писцовой книге 1573 г. «На речке Черной старинный погост с деревянным храмом во имя Спаса Преображения». В XIY веке на пригорке около нынешнего села Саввино стоял монастырь. И чернец Савва решил закрепить его за своей обителью. Отсюда и пошло название «Саввино». А до монастыря, на живописном берегу пруда (где с недавнего времени тоже начали вести строительство и откапывать следы древних поселений) стояла деревянная церковь, несколько раз горевшая, но неизменно возводимая на одном и том же месте. Сейчас на этом месте находится кирпичный храм с уникальным фаянсовым иконостасом, которых в нашей стране сейчас имеется только три. Средства на иконостас пожертвовал купец Викула Морозов – основатель Саввинской мануфактуры, который дружил с самим «фарфоровым королем» М.С.Кузнецовым. Преображенский храм является действующим на сегодняшний день. Звонница созывает прихожан на службу с 7-40. Звон старинных колоколов я слышу по утрам из окошка, потому что живу рядом в деревне. И хочу сказать, что мне нравится эта мелодия.
Саввинская хлопкопрядильная мануфактура
В XVII веке население окрестных деревень было весьма многочисленным, и в 1860–70-х годах в районе Саввино появилась хлопкопрядильная мануфактура, основанная купцом-промышленником Викулой Морозовым. Фабрика Товарищества мануфактур «Викулы Морозова с сыновьями была достроена в 1896 году. На ней работало более 700 человек. Хлопок на фабрику поступал азиатский, американский, бухарский, египетский. Для различных сортов ткани закупали различные виды хлопка. Выпускали бязь, кретон, нансук. Рядом с фабрикой промышленники построили казармы для рабочих, баню и больницу. Чуть позже появилась деревянная школа, куда съезжались ученики со всех окрестных деревень. Кстати, в "Морозовской" больнице людей принимали более 100 лет.
В войну на территории Саввинского клубного парка был размещен артиллерийский склад протяженностью 2,5 км и шириной 600 м. На складе хранился порох и реактивные снаряды для боевых машин «Катюши».
3 октября 1942 года на складе произошел сильный взрыв, начался пожар. От огня загорались снаряды, которые разлетались в радиусе 2,5 км. В результате пожара сгорел клубный парк и лес, село Саввино полностью, сгорела также половина Саввинской ткацко-прядильной фабрики, школа, детский сад, были разрушены дома по улице Островского, горели дома в деревнях Пуршево, Соболиха и Темниково. Нашей семье повезло. Старинный дом моих предков в Пуршево остался цел. К ноябрю 1942 года фабрику полностью восстановили и она работала по своему профилю вплоть до развала СССР.
Еще не устали? Если Вы дочитали статью хотя бы до этого места, то вы уже большие молодцы. Но это далеко не все, что я хотела бы рассказать о моем любимом городе.
Купцы Миловановы и Кучинский кирпич
Одной из малоизвестных страниц истории Москвы является промышленная и торговая деятельность купцов-старообрядцев, поколения и кланы которых контролировали многие хозяйственные отрасли.
В 1860-х Дмитрий Милованов, один из таких купцов-старообрядцев, начал строить собственный кирпичный завод в местечке Кучино на реке Пехорка. (территория бывшего города Железнодорожный), известного богатыми залежами глины. Кучино соединялось с Москвой прямой дорогой по бывшему Носовихинскому шоссе, а открытие железной дороги позволило бы доставлять кирпичи еще быстрей. Но кирпич к станции продолжали возить на лошадях, телеги вязли в грязи. И только в 1884 г. была проложена отдельная подъездная железная дорога в три версты от завода, которая сохранилась до наших дней.
Предприятия Милованова работали почти исключительно на Москву, участвуя во многих важных объектах. В 1876 году из этого кирпича строили Исторический музей в Москве на Красной площади. По заказу уже самой Пелагеи Ивановны были построены доходные дома в Москве на Спартаковской площади и на Бауманской улице.
После смерти Дмитрия в наследство вступила его супруга Пелагея Ивановна Милованова (став вдовой в 40 лет), и продолжила кирпичное дело. Она начала использовать свое клеймо П.И.МИЛОВАНОВА.
В 1899 году на кирпичном заводе Миловановой в Кучино работало 200 рабочих, а к 1916 году их количество достигло 350 человек. По тем временам (да и по нынешним) весьма большая цифра. Рядом с заводом были построены дома для служащих, казармы и бараки для рабочих, каменная баня с водопроводом, магазин. При заводе была открыта единственная на всю округу больница, при которой работала аптека.
Поразительно то, что жили сами Миловановы в Кучино неброско, в деревянном доме, который сохранился до наших дней в почти неизменном виде.
Первый в России аэродинамический институт Рябушинского
В 1904 году, близ посёлка Кучино на средства миллионера Дмитрия Рябушинского был создан первый в России и в Европе Аэродинамический институт. В том же году он пригласил работать в лабораторию и своего учителя Н.Е. Жуковского. Первая аэродинамическая труба была построена на средства Д.П. Рябушинского и при его участии в Кучино. Лаборатория в Кучино была прекрасно оснащена: аппараты и станки выписывались Рябушинским из Англии, Германии, некоторые изготавливались прямо в Кучино.
События 1917 года не позволили Дмитрию Павловичу остаться в России и продолжить свои исследования. Он эмигрировал во Францию. Институт был распущен. Скончался Дмитрий Рябушинский в Париже в 1962 году. На его памятнике выгравированы слова: «Дмитрий Павлович Рябушинский - член-корреспондент Французской Академии наук, основатель аэродинамического института в Кучино». Н. Е. Жуковский остался в России и переехал работать в городок, названный впоследствии его именем, хотя все значимые его открытия и работы были связаны именно с Кучино.
В СССР имя талантливого ученого Рябушинского свыше полувека было под запретом. Хотя именно он предсказал полет человека в космос. Когда Гагарин осуществил его мечту, он, пожилой эмигрант, отправил правительству СССР поздравительную телеграмму.
Уже после распада Союза имя великого русского ученого вспомнили и отпраздновали годовщину основания Кучинского института, а в 2011 году в нашем Железнодорожном был открыт единственный в мире памятник Дмитрию Рябушинскому. На постаменте памятника выбиты слова ученого: "Все для дела, ничего для себя"
Я очень люблю мой город. Если я хоть капельку заинтересовала вас историей Обираловки, оставляйте комментарии с вопросами, обязательно на них отвечу. Или просто ставьте лайк, так я пойму, что материал оказался вам интересен.
В следующих статьях расскажу, как получили свои названия Кучино, Обираловка, да и по поводу возникновения названия "Балашиха" есть нюансы, вызывающие улыбку.
Подписывайтесь на мой канал, ведь продолжение и любопытные истории обязательно будут...
#ТопБЛОГ, #БольшеЧемПутешествие, #удивительноерядом
#россиястранавозможностей, #история, #россия
#МоямалаяРодина, #путешествие, #историяродногокрая