Найти тему
Успехи России

Президент Сербии сказал, что российская военная база им не нужна

Неожиданное заявление Сербии в пятницу вечером озадачило многих: им не нужна наша база… Сразу последовал вихрь эмоций и всевозможных скоропалительных оценок в диапазоне от «продались Вашингтону и Брюсселю» до «цену себе набивают». А в чём же всё-таки на самом деле причина всего этого очень нетипичного международного кульбита?

Начнём с очевидного: время. Слишком уж много времени понадобилось Сербии, чтобы на официальном уровне опровергнуть заявление посла России о возможности размещения в этой стране нашей военной базы. Почти неделя прошла с того момента, как в понедельник прогремела эта тихая сенсация о том, что посол России в Сербии считает суверенным делом наших двух стран вопрос о размещении военной базы за рубежом.

Считать, что подобное заявление наш посол мог бы сделать, не согласовав его с официальным Белградом – как минимум неразумно. Да и сами сроки реакции Вучича говорят об этом же. Начать с того, что он отнюдь не опроверг полностью слова нашего посла, но главное – он высказался лишь спустя 5 дней. Если наш дипломат своевольничал и делал несогласованные заявления, то Белград отреагировал бы немедленно и куда более радикально. А президент Сербии пока что сказал лишь следующее, цитируем:

«Сербии не нужны чьи бы то ни было военные базы, Сербия будет сохранять свой военный нейтралитет, сама будет укреплять свою армию, Сербия будет заботиться о своем народе и будет достаточно сильной, чтобы быть самостоятельной, — заявил он в эфире телеканала Prva».

Внимание стоит обратить именно на слово «нейтралитет». Заявление Вучича явно не было скоропалительным, это – обращение вовне. Возможно, что эту игру прорабатывали совместно лидеры двух наших стран, и смысл примерно такой.

Сербия ясно даёт понять миру, что её политика на данный момент – это нейтралитет, а иначе говоря – она хочет, чтобы от неё перестали требовать присоединения к антироссийской политике, проводимой Евросоюзом. А поскольку требовать чего-то от стран Запада просто так, упирая на абстрактный суверенитет – затея глубоко безнадёжная, то Сербия сделала намёк вполне прозрачный: если Евросоюз, США и НАТО, будут на нас давить, то добьются ровно одного: впихнут Сербию в объятия России и сделают так, что заявление нашего посла перестанет быть просто заявлением, а станет программой действий. То есть минимум неприятностей, на которые может рассчитывать Брюссель – терпеть рядом с собой ещё одного «неприсоединившегося», а если им вдруг покажется, что Сербия – это вам не Турция, она послабее и можно с нею пожёстче и побесцеремоннее – то вот им и дали понять, что за Сербией внезапно может вырасти грозный призрак Российской Федерации во всей её мощи, и тогда уже сама Европа вдруг может ощутить себя слабенькой и беззащитной! Просто Кремль, причём по традиции давным-давно сформулированной, исходит из того, что никогда не надо загонять противника в угол, и российская база в Сербии – это было бы слишком серьёзным вызовом для Европы, чтобы ждать, что там это так легко проглотят. Но тогда Россия требует в ответ и Сербию тоже в угол не загонять: потому что на любую силу всегда может сыскаться ещё большая сила.

Потому что шевеления косовской армии, которую явно прикрывали бы силы НАТО, уже начавшие готовить какую-то операцию, явно требовали какого-то ответа. Россия – по крайней мере на данный момент – решила ответить мягко, в сфере дипломатии. Хотя и с таким острым привкусом, что там довольно хорошо видно, и до применения силы – недалеко. Но зато намёк был сформулирован вполне понятный. А главное…

Не так давно, помнится, ещё в 2014-15 годах, Иран тоже говорил, что им не нужны наши самолёты на иранских военных аэродромах. А потом вона как всё интересно да непросто повернулось. Что-то подсказывает, что и по поводу Сербии нам ещё далеко не всё рассказали, и мы не в конце фильма, а лишь в начале длительного сериала. Будем посмотреть, как говорится.

Спасибо за вашу поддержку!