Найти тему
Адам Ачмиз

«Я врастаю в рояль» — интервью с композитором Артёмом Пысь

Оглавление

Интервью с композитором и артистом Артёмом Пысь. В комментариях его прозвали Кхал Дрого из-за модной прически

✅Всем привет! Меня зовут Адам. Мой канал о людях в культуре и о культуре в людях, об интересных и увлекательных культурно-просветительских и иммерсивных путешествиях, событийном туризме.
✅Подписывайтесь. Я здесь про смыслы! Иногда с юмором:)) Ты этим поможешь реализовать очень важный культурно-просветительский тревел-проект!

Но не врастаю в соцсети…

Из личного архива А.Пысь
Из личного архива А.Пысь

Перед тем, как начать диалог о творчестве, я начал искать информацию о композиторе, искал личную страницу в социальных сетях и обнаружил, что не особо и развивает Артем Пысь свои соцсети.

— Это потому что нет времени? Или для этого нужна команда, знаешь,  когда музыкант занят исключительно творчеством, а pr и все остальные творческие медиа-коммуникации должны уже быть задачей директора, специальной команды вокруг артиста?! В общем, что происходит? Где можно наблюдать за твоей творческой жизнью?

— Несмотря на общеизвестное утверждение, что реклама – двигатель торговли, а самопродвижение артиста в медиасфере – это одна из ведущих составляющих успешности артиста, я не слишком активен в этой области по простой причине: отсутствие свободного времени.

Из личного архива А.Пысь
Из личного архива А.Пысь

«Ведение социальных сетей, - говорит Артём, — их раскрутка и постоянное обновление информации занимает бешеное количество времени, а с учётом моей чудовищной занятости очень сложно в должной степени контролировать этот процесс. А изменившиеся условия доступа к некоторым соцсетям  еще более усложняют их ведение. Но это - скорее вопрос будущего: я убеждён, что подобными вещами должны заниматься специальные люди, PR-менеджеры, которые могли бы освобождать артиста от ненужной работы, отвлекающей от главных рабочих и творческих процессов. И, благо, у меня есть друзья, которые помогают мне в этом деле, в частности размещают и постоянно обновляют информацию в интернет-пространстве и загружают аудио-видео-контент».

Биографическая справка:

Из личного архива А.Пысь
Из личного архива А.Пысь

Пысь Артём – композитор, пианист, общественный деятель, родился в Майкопе в семье музыкантов. В 2010 году с отличием окончил Адыгейский республиканский колледж искусств им. У.Х.Тхабисимова. В 2015 г. с отличием окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского по классу композиции (класс проф. А.А.Коблякова). В 2017 году - ассистентуру-стажировку МГК им.П.И.Чайковского (научный руководитель, ректор МГК, проф. А.С.Соколов). С 2019 года – соискатель кафедры теории музыки МГК им. П.И.Чайковского. Тема диссертационного исследования - феномен греческого композитора Яни Христу.

Автор более 40 сочинений в различных жанрах и стилистических форматах – от опер и авангардных экспериментов до эстрадных песен и джаз-рок композиций.

Артём Пысь с 2017 года – член Союза московских композиторов, с 2021 года – член Союза композиторов России, Российского авторского общества и член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

Награды:

Лауреат Всероссийского конкурса и обладатель гранта «Молодые дарования России» Министерства культуры РФ (Москва, 2008);

Лауреат международного фортепианного конкурса-фестиваля «l’etoiles de Paris» (Париж, 2013);

Лауреат Премии Правительства Москвы в номинации «Лучший молодой специалист в сфере культуры» (Москва, 2014);

Финалист конкурса композиторов при МГК П.И.Чайковского на создание одноактных опер, посвящённого 150-летию консерватории (Москва, 2016);

Лауреат Республиканского конкурса композиторов, посвящённого 100-летию образования Республики Адыгея (Майкоп, 2020);

Лауреат I Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура» в номинации «Эстрадно-симфоническое произведение» (Москва, 2020).

Угрюмый и упрямый зодчий храма…

Из личного архива А.Пысь
Из личного архива А.Пысь

— В шапке твоего профиля вконтакте, в графе “о себе” ты цитируешь Гумилева «Я - угрюмый и упрямый зодчий Храма, восстающего во мгле», читал и мысленно продолжил: «Я возревновал о славе Отчей, Как на небесах, и на земле»… Что это? Какие смыслы ты заворачиваешь в такую форму легкой самопрезентация? И раз уже говорим о литературе, что сейчас читаешь и какие истории цепляют?

Могу сказать, что я очень люблю всякого рода умные изречения и поэтические строчки, которые мне резонируют и отражают настроение в тот или иной период времени. Почему именно Николай Гумилёв? Потому что эти строки очень правильно характеризуют мой творческий путь и поиск самого себя в нашем непростом мире. И любая творческая деятельность является своего рода возведением некоего «храма», который композитор, художник, писатель «строит» медленно, изо дня в день на протяжении всей жизни. Каков будет результат – покажет только время. И здесь я не могу не привести одно из самых моих любимых изречений выдающегося художника и философа Николая Рериха: «Как перейти жизнь? – Как по струне бездну – красиво, бережно и стремительно». Этим всё сказано. А по поводу книг на тумбочке, в данный момент – их много, например, сейчас это стихотворения наших адыгских поэтов от Алима Кешокова и Инны Кашежевой до Исхака Машбаша, и Мулиат Емиж. А вообще я очень люблю жанр хоррора, особенно американскую классическую литературу ужасов 20 века – Р.Брэдбери, Р.Блоха, Д.Симмонса, С.Кинга и особенно творчество моего одного из самых любимых писателей Г.Ф.Лавкрафта. Эти книги, как ни странно, помогают мне немного «взбодриться» и заставляют мозг перестроиться на какой-то иной лад.

"В мире наблюдается тенденция к обращению к чему-то почвенному, исконному, уходящему вглубь веков. Это фольклор…"

Из личного архива А.Пысь
Из личного архива А.Пысь

— Так. Попробую тоже процитирую тебе классика, раз мы уже выбрали оказались в этом русле… Я вот хочу Островского: «Песня — душа народа. Загубишь песню — убьёшь душу». Как найти эти нити сопряжения между классикой и современностью? А у тебя еще в некоторых работах сверхзадача – народную музыку вместить в классическую форму, и демонстрировать ее актуальность в современном мире.

— Наша «эра» – «эра» глобализации и технологичности. А с приходом «восьмого чуда света» - интернета и развитием искусственного интеллекта, я всецело погрузился в изучение этого явления, его взаимопроникновения в музыку. Мной написана медиа-опера «ТЕО», главным героем которой является Искусственный интеллект. Ведь цифровизация стала неотъемлемой частью нашей современной реальности. Однако, на фоне всеобщей увлеченности технологиями, в мире наблюдается тенденция к обращению к чему-то почвенному, исконному, уходящему вглубь веков. Это фольклор. Причём в самых разных его проявлениях, начиная от национальной одежды и заканчивая музыкой. И здесь я хочу заметить, что наша адыгская музыкальная культура должна стать достоянием общемировой музыкальной культуры. А для этого необходимо очень правильно и высокопрофессионально донести миру её значение и подлинную красоту. И мне, как человеку – выходцу из адыгской культурной среды, невозможно было не откликнуться на зов сердца и не обратиться к богатому музыкальному наследию нашего народа.

Из личного архива А.Пысь
Из личного архива А.Пысь

— Когда же начались первые шаги в этот уникальный музыкальный этномир? На концерте в Музее Востока прозвучали же уже полноценные твои работы?

— Первые шаги в этой области я начал ещё в годы обучения в Адыгейском республиканском колледже искусств им. У.Х.Тхабисимова – создавал сочинения и обработки на основе адыгских народных мелодий, например, «Пщынатль памяти Кима Тлецерука» для двух кавказских национальных гармоник. Впоследствии я неоднократно обращался к адыгскому фольклору в разных сочинениях, но только в последнее время я осознал, что мне необходимо: это органичный синтез национального и общемирового музыкального начал. Потому на концерте прозвучали некоторые мои вещи и обработки песен адыгских композиторов именно в этом ключе в, казалось бы, в несоединимом слиянии элементов классического джаза, свинга, соул-традиций с национальным мелосом, языком в сопровождении рояля в необычном для слушателя открытом пространстве музея.

— Страсть именно к «черно-белым», клавишным? Или есть другие инструменты с которыми тебя видят редко?

Чёрно-белые клавиши – моя исконная любовь. С фортепиано я связан с семи лет и по сей день моя увлеченность этим инструментом не ослабела ни на йоту. Потому, большую часть времени я провожу за фортепиано, как по долгу своей работы концертмейстера, так и в процессе творческих поисков. «Чёрно-белые» - мои «соучастники» и посредники в создании музыки. Однако, приоткрою завесу тайны – в колледже искусств, помимо игры на фортепиано, я учился на духовом отделении – играл на тромбоне. Этот инструмент мне по-прежнему близок, я написал два виртуозных сочинения для тромбона-соло и, что тут скрывать, иногда, в летнее время, вспоминая молодость, сам на нём играю.

"Я совершенно не верю в сказки и истории о «чудесных» снисхождениях музыкальных произведений во сне и прочее чудо…"

Из личного архива А.Пысь
Из личного архива А.Пысь

— Пальцы по ходу должны создавать на рояле то, чего хочет голова? Как проходит  творческий процесс? Звук должен быть окутан тишиной? Наверное форма рождается в голове? Или все-таки конечный продукт на выходе может выглядеть совершенно иначе, чем изначальная задумка?

— Вообще, сочинение музыки – это огромный и трудоёмкий процесс, в котором, на мой взгляд, должны присутствовать в равной степени как спонтанность, импровизационность, так и жёсткая упорядоченность, если хочешь, интеллектуальность. В наше время основополагающим и центральным слагаемым композиции является идея, которая формирует весь последующий комплекс музыкально-выразительных средств. Она-то, как-раз и должна генерироваться «свыше», хорошие идеи, и правда, могут прийти спонтанно. Но всё остальное – их воплощение в жизнь, работа над материалом, нотная запись и тому подобное – это всё тяжёлый и кропотливый труд, сродни ремесленничеству. И здесь важнейшим компонентом становится высочайший профессионализм композитора, его владение всем широким арсеналом возможностей для реализации той или иной идеи. От этого зависит мастерство и качество сочинения. Потому я совершенно не верю в сказки и истории о «чудесных» снисхождениях музыкальных произведений во сне и прочее чудо… Это совершенно не соответствует истине.

Зов малой Родины

Из личного архива А.Пысь
Из личного архива А.Пысь

— Рождение Репертуарного сборника для кавказской национальной гармоники, сонаты для скрипки композиторов Адыгеи — врожденные идеи или стечение вдохновляющих внешних обстоятельств?

— Для меня малая Родина – Адыгея, - неотъемлемая часть моей жизни, и я, по мере своих сил и возможностей, вот уже на протяжении долгих лет стараюсь плотно взаимодействовать с республикой. Особо хочется отметить нотно-издательскую деятельность: в условиях современного мира многое из того, что было сделано нашими предшественниками, к большому сожалению, уходит в прошлое, забывается, подвергается забвению, а в самом худшем случае – просто погибает. А пока жива память о тех людях – должны жить и результаты их творческой и научно-исследовательской деятельности. Потому, основной свой акцент ставлю на сохранение и публикации различных произведений наших выдающихся деятелей музыкальной культуры.

Я занимаюсь изучением адыгского фольклора, провожу архивную и «поисково-спасательную» работу, направленную на обнаружение различных материалов, касающихся нашей адыгской культуры, причём не только в Майкопе, но и в Москве, Нальчике. Так что фронт работы достаточно-обширный и впереди, я надеюсь, мне еще много чего удастся осуществить в области сохранения музыкального культурного наследия.

Из личного архива А.Пысь
Из личного архива А.Пысь

— Какой у тебя сейчас актуальный программный репертуар, интересный проект, который стихийно тебя поглотил и над чем усиленно работаешь?

— У меня сейчас очень насыщенное событиями время, многие идеи планы, которые давно ждали своего часа сдвинулись с мёртвой точки, что не может не радовать. Главное во всей этой череде - успевать распределять тайминг и чётко следовать дедлайнам, так как в сутках, увы, всё те же 24 часа, а дней в неделю по-прежнему только семь… Наиболее интересным проектом для меня сейчас является коллаборация различных исполнителей - от академических певцов до рэперов и битбоксеров, объединённых общим (пока еще рабочим названием) «НЭП.РЭП.Pyś».

Это по-настоящему  термоядерное сочетание жанров и стилей, которые сталкиваются друг с другом, обретая новое звучание и раскрывая новые смыслы. В основу всего положены редкие музыкальные произведения эпохи 1920-х годов из моей личной коллекции, которые перемежаются «рэп-зачитыванием» представителями современной хип-хоп сцены. Возникает прямой межвременной культурный диалог длиною в столетие. И мне принципиально важно показать общую схожесть, казалось бы, несочетаемых направлений, т.к. рэп-культура мне очень близка по духу и по своей энергетической наполненности, и я убежден, что рэп – одно из самых перспективных движений в истории новой музыки и при правильном погружении в необходимый контекст, каким, например, является время эпохи НЭПа, он начинает звучать совершенно по-другому, обретая новые смыслы.

Первой пробой подобного эксперимента стал концерт в апреле этого года в музее С.С.Прокофьева в Москве в содружестве с рэпером Виталя-Ви и молодыми вокалистами из ведущих музыкальных Вузов. Это всё большая работа, требующая много сил и времени, но мне это безумно интересно и в будущем концертном сезоне я рассчитываю на расширение географии этого проекта на нескольких площадках в более интерактивном формате иммерсивного концерта.

"Мне помогают путешествия в те места, где я ещё никогда не был…"

Из личного архива А.Пысь
Из личного архива А.Пысь

— Вот я постоянно говорю, что я не делюсь всеми своими мыслями, потому что они перестанут быть только моими. Но иногда эмоции выпрыгивают, сложно удержать. Правда у меня сейчас это больше связано с поездками и путешествиями. Сейчас актуально ездить по стране. И у творческих людей, у кого гастрольных передвижений и так много, всегда проблема где же отдохнуть. А многие подобные отпуска все равно посвящают работе. Как у тебя лето проходит, и, если бы выдались свободные дни, то в какое направление устремляется сердце? Что успокаивает и приводит в норму эмоциональный баланс?

— Я недавно прочитал в социальных сетях удивительное по красоте и настроению выражение: «Словно прокрученное кино, лето закончится ровно в осень». Да, август тихо уходит, лето заканчивается, а отдых как-то особенно и не случился. Летние месяцы в этом году были очень активные, насыщенные концертными событиями, интересными творческими коммуникациями с заделом на будущее. Но если отбросит лирику, то мне, как человеку, целиком пропитанному творчеством, необходимо переключение от своих привычных дел с обязательным перемещением в пространстве. И больше всего в этом мне помогают путешествия в те места, где я ещё никогда не был. Мы в своё время с близкими друзьями на машине почти каждое лето ездили на Балканы, в Грецию, Черногорию, Румынию, Албанию. Я вообще, признаюсь, испытываю большую любовь к балканским странам, наравне с республиками Северного Кавказа. Там какой-то невероятный многоликий микроклимат, уклад жизни, фольклор, история, кухня. Этими впечатлениями от многочисленных поездок я вот уже много лет подпитываюсь изнутри, поддерживая веру, что в ближайшее время я смогу снова оказаться в тех замечательных местах, постигая местные языки и самобытную культуру. А пока я провожу время у себя на родине – в любимом городе Майкопе, не менее прекрасном, чем другие города мира, в окружении дорогих мне людей, родителей, натуральных овощей и фруктов, адыгской национальной кухни и палящего кавказского солнца.

ТЕРРИТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Вот с таким талантом пообщались мы в этот раз. Надеюсь было интересно обнаружить для себя талантливого композитора. Видео с выступлений мы будем подгружать дополнительно в наш диалог.

#культура #музыкант #композитор #артист #кавказ #москваимосквичи #кавказцы