Найти тему
C G

Поступление в вуз

Некоторые время назад я писала о ситуации, когда бывшая жена попросила Ивана поучаствовать в оплате первого года обучения их общей дочери, так как опасалась, что из-за большого числа льготников из дочь не поступит на бюджет. Подробнее об этом можно прочитать тут.

В итоге девочка всё-таки поступила на бюджет. Она оказалась последней в списках на зачисление, но главное, что на бюджет она прошла. Сам Иван, к сожалению, так и не смог принять никакого решения, чем очень обидел свою старшую дочь. Не знаю, как получится дальше строить отношения с дочерью у него. Может быть, больше никак. Но сейчас речь не о них.

Этой историей я поделилась с Ксенией. Ксения до сих пор продолжает работать в институте.

- Очень рада, что девочка поступила на бюджет. И очень жалко, что далеко не одна такая же целеустремлённая девочка или мальчик не попали, потому что места заняты льготниками, которые все равно не смогут учиться. Выскажу непопулярное мнение, но я считаю, что льготы должны быть только у олимпиадников. А все инвалиды, спортсмены, волонтеры должны поступать на общих основаниях.

В прошлом году на одну из востребованных специальностей подал документ мальчик с инвалидностью и минимальными баллами. Мальчик из нашего же города. Уже тогда на этапе поступления, исходя из его баллов, мне казалось совсем не обоснованным его зачисление. Но все же грызла жалость: ребенок - инвалид и стремится учиться. Поступил по квоте в особом порядке, так как вуз сложный и другие дети-инвалиды, видимо, реально оценили свои силы и документы не подавали.

Уже в сентябре мне пришлось познакомиться с ним и его мамой. К середине первого семестра стало очевидно, что ребенок совершенно не тянет учебную программу. Совсем. Никак. Не хватало базовых знаний, которые и были отображены минимальными баллами по ЕГЭ. Преподаватели не собирались делать скидки, потому что на рабочем месте все равно, что ты инвалид, оборудование работает в одинаковом режиме у всех и знать, что с ним необходимо делать надо всем.

Картинка взята из открытых источников Яндекс.Картинки для иллюстрации статьи
Картинка взята из открытых источников Яндекс.Картинки для иллюстрации статьи

Когда стало понятно, что в сложившейся ситуации мальчик однозначно "вылетит" зимой, позвонила маме в надежде, что они, может быть, найдут репетиторов или предпримут что-то ещё, не зря же они поступали. Вот только столкнулась совершенно с иной реакцией:

- Да не переживайте вы так, - сказала мама, - мне изначально было очевидно, что он не сможет учиться на этой специальности и вообще в этом вузе.

- Зачем же вы поступали? - просто вырвалось у меня.

- А почему бы и нет. Пусть мальчик почувствует себя в роли студента, заведет новые знакомства, потусуется, почувствует вкус жизни. Что ему дома-то скучать.

- Можно же было поступить туда, где он станет учиться, а не тусоваться.

- В ПТУ он всегда успеет. Я же понимаю, что ПТУ - это его потолок. Но пусть попробует. Да и потом - это повод для гордости и самоутверждения. Должен же он научиться уважать и ценить себя. Представляете, как поднялся он в собственных глазах, когда отличник из его класса не поступил к вам, а он прошел?

- Но этот отличник бы стал учиться по-настоящему, а потом бы пошел работать по специальности, а ваш сын просто занял его место.

- Не надо читать мне тут морали. Государство предоставляет нам льготы, а мы ими пользуемся. Не нравится - все вопросы к государству. Мы и в следующем году воспользуемся своей льготой. А отличник пусть радуется, что на своих ногах ходит, с него и этого хватит. Никакой толерантности нет у вас, как я посмотрю, - и бросила трубку.

Естественно, этот студент вылетел зимой из института. Собственно, он не особо и стремился задержаться в нем. На самом деле ходил тусоваться, а не учиться. А в этом году он вновь поступил в вуз, но на другую специальность.

- А мне очень обидно, - говорит Ксения, - и за того мальчишку отличника, что не поступил, потому что место было занято льготником, не способным учиться, и за других детей, которые тоже не были зачислены. Все равно льготы эти не идут им на пользу. Только расслабляют. Появляется уверенность, которая только обманывает, что все будет легко и просто. Только просто не будет. Будет очень сложно. Вот сколько лет наблюдаю за всеми этими льготниками, ни один не удержался в институте до выпуска. И стоит после этого их зачислять в ущерб тем, кто на самом деле может и хочет учиться?

Вопрос, безусловно, риторический, на который каждый ответить может только сам. Со мною примерно в одно время учились трое мальчишек с инвалидностью на разных специальностях. Все они поступали тогда еще на общих основаниях, еще и предоставляли справку, что могут учиться и в дальнейшем работать по выбранной специальности. Все они успешно завершили обучение. Один до сих пор преподает в нашем вузе, успешно защитив диссертацию, став кандидатом физико-математических наук. И уж точно никому не добавляли баллов за волонтерство и занятие спортом. Наверное, это и на самом деле лишнее, если вуз не спортивный, конечно. А тут получается, что набираем, кого не стоит, учим, как получилось, выпустили, как сумели, а работать в итоге некому.