«Волей твоей он пребудет здесь, пока лебедь не станет черным, а ворон – белым, пока горы не сойдут с места, а бездны не обрушатся в реки. Пока стоят небеса, он пребудет».
Ритуальное обращение придворных к богу Атону, ну и, видимо, к самому фараону Эхнатону.
В одном из прошлых постов я уже рассказала вам о своих «Хрониках Альрата» и о том, что сюжеты книг этого цикла заимствованы из истории древнего Египта. Так что сегодня поговорим об открывающем романе цикла «Крамола», сюжет которого основан на знаменитом Амарнском периоде истории Древнего Египта.
Сначала немного об этом периоде. В общем, встречайте: человек, который за 17 лет правления наворотил столько, что никто не может разобраться уже два с половиной тысячелетия, постоянный герой передач РЕН-ТВ на тему рептилоиды-построили-пирамиды (ну и что, что жил на 1000 лет позже – когда такая фигня РЕН-ТВ останавливала?), был женат на самой красивой женщине древнего мира Нефертити, подозревался различными учеными мужами, в том что он был болен синдромом Морфана, или был гомосексуалистом, или гермафродитом, или шизофреником, устроил религиозную революцию, назначил сам себя единственным доверенным лицом единственного божества и профукал все египетские владения на ближнем востоке, потому что хамил соседям в дипломатической переписке, проклятый потомками, вырезанный из истории последующими правителями – все это фараон Древнего Египта Аменхотеп IV, переименовавший себя в Эхнатона, правил ориентировочно с 1353 по 1335 годы до нашей эры. Это я к тому, что сейчас у нас все еще историческая справка, а не сюжет моего фантастического романа. Но как известно, все самое невероятное в этой жизни происходило на самом деле…
В общем, не буду я углубляться в дебри атонистической революции. Скажу вот о чем: на Эхнатона существует две абсолютно противоположные точки зрения. Когда все это дело только начали раскапывать в начале 20 века, то, конечно, ученое сообщество пришло в дикий восторг: расцвет культуры, расцвет искусства, правитель-пацифист – в общем прекрасная эпоха посреди дикого древнего мира. Такую точку зрения отражает книга современника первых раскопок Амарны, археолога и публициста Артура Вейгалла «Эхнатон. Фараон-вероотступник». Но есть и другая позиция. Копали дальше копали, и накопали много всего интересного. Например то, что религиозный переворот мог быть всего лишь прикрытием для перераспределения денежных потоков от богатейшего храма Амона непосредственно фараону или то, что весь «расцвет искусства» это просто политическая пропаганда, а ближневосточные территории были упущены Египтом не потому что «царь-пацифист не хотел воевать», а по более произаичным причинам, возможно, также связанным с финансовым вопросом. Эта точка зрения рассматривается в книге еще одного, но уже современного археолога Николаса Ривза «Эхнатон: лжепророк Египта».
Еще несколько слов хотелось бы сказать о Нефертити, прекрасной египетской царице, про которую уж точно все слышали хоть краем уха. Почему-то (не очень мне понятно, почему) египтология в свое время навесила на нее ярлык холодной красавицы, которая то ли была надменной стервой, то ли просто дурой набитой. Исходя из каких причин все так уверены в этих фактах непонятно, потому что про Нефертити мы с полной уверенностью можем сказать только следующее: была женой Эхнатона, была красивой, хорошо пела, возможно, была не только красивой и хорошо пела, так как имеется рельеф, где изображается с палицей «побивающей врагов Египта» (ритуальное изображение, палицей она, конечно никого не била). По всей видимости (исходя из изображений и надписей), муж ее любил, хотя вообще-то имел еще одну младшую жену, которую называл «великой возлюбленной» (вот эту даму, кстати, египтологи прямо-таки превозносят, тоже непонятно, по каким причинам). В принципе все. Надежный вывод можно сделать только один: мужчины-египтологи начала двадцатого века были на редкость впечатлительными и обладали неплохим воображением.
Но вернемся к литературе. Изучая на досуге амарнский период в течение лет так пяти, мне стало понятно, что как писатель я не могу пройти мимо такого сюжета. Мимо него вообще невозможно пройти, потому что такое собрания ярких личностей просто обязано быть запечатлено не только в узком кругу интересующихся древней историей. Но с какой стороны к этому подступиться? Вопрос был весьма и весьма интересный. Писать исторические романы я не могу и не умею по причине собственной щепетильности: я с ума сойду, выверяя каждую деталь, а так как я далеко не профессионал в этой области, то дело обещало быть гиблым. Зато я кое-что смыслю в фантастике, а нет ничего проще, чем придумать иной мир, раскрашенный в колорит Древнего Египта, в котором, впрочем, будет место высоким технологиям и космическим кораблям. Это, кстати, мое любимое стилистическое решение: мне нравится, когда в декорациях древности можно устроить хороший такой космический бой. Вот так и началась «Крамола», наполненная дворцовыми интригами, любовными треугольниками и политическими заговорами. Конечно, многое там – абсолютные домыслы, потому что про то, как когда-то давно мыслили Эхнатон и Нефертити, что они чувствовали, чего хотели на самом деле, мы не узнаем уже никогда. Одно мне известно совершенно точно, как в истории Эхнатона, так и в истории его вымышленного прототипа Атиарна Ракса – этот человек пусть на короткий срок своего правления, но все-таки сделал лебедя черным, а ворона белым, за что был проклят и – по иронии судьбы – благодаря именно этому проклятью остался в памяти даже спустя тысячелетия.
Книга на ЛитРес - > здесь.
Скидка 10% для читателей моего блога вот по этой ссылке - > здесь.
#фантастикакниги #ринакогтева #книжныйблог #древнийегипет #писатель