Во время боев за Великие Луки его полк оказался в тяжелейшей ситуации, линия фронта была прорвана, а город со всех сторон осаждали фашисты.
Был отдан приказ отступить к городу Торопец. К сожалению, немецкие войска перекрыли дорогу и там. Перед полком Шукшина стояла сложнейшая задача - прорвать вражеское кольцо в районе деревни Ушица и продвинуться на север, несмотря на большие потери.
Два батальона маршировали в сторону деревенской фермы. Удивляя противника, им удалось разгромить артиллерийский дивизион и взорвать пять бронемашин. Преследуя немцев, Шукшин вывел свой полк к железнодорожной линии. Однако связь с остальными частями полка в итоге была потеряна. И когда до прорыва линии оставалось не более километра, на горизонте показались немецкие танки. Вновь отступающий противник начал контратаку при поддержке авиации и бронетехники.
Численность Красной Армии была не в пользу противника. Солдаты были окружены, боеприпасы были на исходе, а подкрепления не поступало. Ослабить напор противника было невозможно, боеприпасы и гранаты закончились. В отчаянии Шукшин выхватил винтовку из рук мертвого сержанта и с криком побежал на врага. Вдруг недалеко от подполковника разорвался снаряд. Он упал на землю без сознания.
Танки немецкой армии подобрали почти безжизненного командира. Они хотели прекратить его страдания одним выстрелом, но в итоге выбросили его на обочину дороги, надеясь, что он умрет под гусеницами одного из проезжающих танков.
Жизнь Шукшину спасли другие красноармейцы, также попавшие в плен. Судьба подполковника была не простой. Военнопленный прошел через ряд концентрационных лагерей, испытав всю боль и тяготы пребывания в них. Его скитания привели его в Бельгию, где он остался работать в угольных шахтах.
В 1943 году военнопленный подполковник нашел связь с сопротивлением бельгийской оккупации. Благодаря этому он сбежал сам и способствовал побегу трех десятков советских солдат, которые также добывали уголь на шахтах и промышленных объектах в Бельгии.
После успешного побега Шукшин сформировал партизанский отряд из таких же беглецов. Его название было "За Отечество". Партизаны организовывали диверсии, рейды и нападения на нацистов.
Через год после начала их деятельности, в лесах Лимбурга, к группе присоединился еще один отряд под командованием Ивана Афанасьевича Дядькина. Вместе они внесли большой вклад в победу над нацистской Германией. За время совместного существования партизаны уничтожили шесть эшелонов с танками, 18 складов с боеприпасами, пустили под откос 24 грузовика и взорвали четыре моста. Пятьдесят три агента гестапо и восемьсот сорок один немецкий солдат были убиты.
Отряд "За Отечество" был расформирован в конце войны. После заключения Шукшину перестали доверять и не разрешили вернуться на военную службу, поэтому Константин устроился рабочим на завод в Саратове, где произошла очень интересная история.
Однажды на фабрику приехала делегация бельгийских рабочих. В ходе беседы один из членов прибывшей комиссии поделился своими воспоминаниями о бое с фашистами, о партизанской атаке особого отряда, начальником которого был подполковник Шукшин. Зрители, поняв, о ком идет речь, повернулись к его товарищу. И тут бельгийский рабочий, увидев в толпе Константина Дмитриевича, воскликнул: "Да! Это наш Шукшин! Мы!".