Святитель Василий Великий: "отложив скорбь о том, чего у нас нет, научимся воздавать благодарность за то, что есть. В трудных обстоятельствах жизни скажем мудрому Врачу: «в скорби мале наказание Твое нам» (Ис. 26, 16); скажем: «благо мне, ибо смирил Ты меня» (Пс. 118, 71); скажем: «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8, 18); скажем: «еще мало наказаны за свои грехи» (Иов. 15, 11); воззовем ко Господу: «накажи нас, Господи, но по суду, а не в ярости,» (Иер. 10, 24); ибо «булучи судимы от Господа наказываемся, да не с миром осудимся» (1Кор. 11, 32).
А при благополучном течении жизни будем говорить словами Давида: «что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» (Пс. 115, 3). Он привел (нас) из небытия в бытие; почтил разумом, споспешниками жизни даровал нам художества; из земли производит пищу; на служение нам дал скотов; для нас дожди, для нас солнце; ради нас украшены нагорья и равнины, уготовляющие нам убежище на горных высотах; для нас текут реки, для нас бьют ключи, нам открыто море для торговли. А изобилие металлов, повсюду готовые наслаждения, – потому что вся тварь приносит нам дары по богатой и неоскудевающей к нам милости Благодетеля!
И нужно ли говорить о маловажном? Для нас Бог – с человеками! Для растленной плоти, «Слово стало плотью и обитало с нами» (Ин. 1, 14). С неблагодарными вселился Благодетель; к пленникам пришел Освободитель; к сидящим во тьме – Солнце правды; на кресте – Бесстрастный, до смерти доводится – Жизнь, до ада – Свет; для падших воскресение, дух сыноположения, разделения дарований, обетования венцов и прочее, что трудно даже исчислить, и чему вообще приличествует пророческое слово: «Что воздам Господу за все благодеяния Его» к нам? Опять и здесь не сказано, что Великодаровитый дал, но »воздам«, как будто не Он первый оказывает милость, но вознаграждает оказавших милость; потому что благодарность приемлющих вменяет в благодеяние Себе. Он дает тебе имущество, и Сам просит у тебя милостыни руками бедных; хотя и Свое берет, однако же приносит тебе полную благодарность, как бы за твою собственность. Поэтому «что воздалим Господу за все благодеяния Его» к нам?
Не могу расстаться с этими словами пророка, который прекрасно недоумевает и взвешивает свою нищету; потому что нет ничего достойного для воздаяния Тому, Кто кроме столь великих и славных благодеяний, несравненных по своему превосходству, обещает нам впоследствии еще большие: райское наслаждение, славу в Царствии, равноангельные почести, познание Бога, что для удостоившихся составляет высочайшее благо, какого желает всякая разумная природа, какого – о если бы и нам сподобиться,– очистив себя от плотских страстей!".