Найти тему

Интервью с Ниной Радзиховской, Руководителем секции Художественной куклы Творческого Союза Художников ДПИ.

Рубрика: #интервью_ДПИ

Сегодня мы беседовали с Ниной Радзиховской, Руководителем секции Художественной куклы Творческого Союза Художников ДПИ. Затронули темы, волнующие многих авторов. Разговор получился интересным.

Каким путем Вы пришли в мир художественной куклы?

Прямо скажем- волшебным! Хотя предпосылки были с детства. Когда я играла обычными куклами, у меня возникал вопрос: почему люди не создадут кукол с изящными фигурами, прекрасными лицами, в роскошных нарядах? Уже тогда мне хотелось сделать это самой, и я лепила из доступных материалов- пластилина и глины. Кстати, моя первая цельно лепная фигура появилась лет в восемь. Это была балерина. По прошествии десятков лет и приобретении самых различных навыков от шитья до живописи, я увидела авторских кукол. Первый возникший вопрос: Неужели это можно сделать руками?!! А потом всё было как в сказке…Но это другая история.

Как Вы считаете, работая над произведением, автору необходимо максимально глубоко внедриться в материал или достаточно воспользоваться ассоциативным мышлением?

Думаю, и так, и эдак. А иногда в комбинации. Считаю, все средства хороши для достижения цели. Всё зависит от конкретно поставленной задачи.

Важен ли Авторский стиль, узнаваемость произведений мастера. Как выработать свой собственный стиль в работах?

Да, важен. Это то, к чему нужно стремиться. И то, к чему рано или поздно приходит думающий и талантливый художник. Как выработать - РАБОТАТЬ! И думать.

Многозначные образы и подтексты в кукле. Нужно ли вкладывать в куклу смысл?

Я с этого начинала. Во все мои работы, особенно в начале, был вложен порой глубокий и замысловатый смысл, который я зачастую старалась отразить в названии. Например: «У рояля женская душа», «Роксолана. Власть поневоле», «Одиллия. Превратности любви» и т.п. Но кукла- очень многогранный вид искусства. Возможно, создание куклы — это следование обычному смыслу: просто игра, украшение, наслаждение красотой.

Что в Вашем понимании красота? Где проходит грань между привлекательностью и несовершенством?

Если коротко: красота- это когда не хочется ничего прибавить и убавить. Грань, если говорить о произведениях рук человека, проходит только по линии мастерства.

Что заставляет авторов создавать, произведения, вызывающие страх и негативные эмоции?

Если это честный, думающий, духовный автор - уверена, только желание на контрасте оттенить красоту и добро или показать оборотную сторону жизни. Ведь наша жизнь- это вечная борьба добра со злом. В ином случае - это конъюнктурщик, бегающий за модой и прибылью.

В чем, на Ваш взгляд, залог успеха творческой личности?

В труде.

Что должен провозглашать художник, создавая свои работы?

Наверное, не должен, а скорее, может. Да и это не совсем так. Художник исследует и изображает прошлое, отражает современное ему время и способен создавать образ будущего. А уж что провозглашать - это личное дело каждого.

Правдивость в искусстве создания куклы, правда в художественных образах.

Коротко: я за правду!

Чувство вкуса и вкусовщина.

…Обширная тема. Конечно, чувство вкуса необходимо художнику! И его надо воспитывать и постоянно практиковать и размышлять.

Где грань между высоким искусством и мастерством ремесленника?

Художник создаёт, ремесленник- воспроизводит.

Все ли авторские работы являются искусством?

На этот вопрос обычно отвечают искусствоведы. И по современно - действующей версии, насколько я поняла, всё, что создаётся человеком и имеет хоть какую-то идею - искусство. Может я неправильно понимаю, не знаю.

В чём, по Вашему мнению, выражается творческая свобода автора?

В умении создавать произведения, соответствующие его идее. Иногда между идеей и воплощением стоит непреодолимая стена...

Каким путем идти художнику для развития своих творческих возможностей, где черпать вдохновение?

На этот вопрос у меня есть целая публикация. Обещаю поделиться в ближайшее время.

Ваш взгляд на мысль, высказанную великим режиссером кукольного театра - Сергеем Владимировичем Образцовым (1901 – 1992): „Если на маленькие кукольные плечи нельзя положить почётную обязанность быть нужными людям, какая лежит на плечах большого искусства, тогда я не хочу заниматься этим, потому что в таком случае кукольное искусство превращается либо в детскую забаву, либо в эстетское оригинальничание взрослых“.

Абсолютно согласна! Считаю искусство - первой необходимостью для человека во все времена! И кукле просто «на роду написано» быть равной по значимости другим видам искусства.

Что первично в творческой жизни мастера - духовное развитие иди отточенность мастерства?

Это две стороны одной медали.

Как Вы думаете, оригинальность и свежесть взгляда на создание художественной куклы зависят от фундаментальной классической базы знаний и технологий воплощения?

Думаю, в полной мере, нет. Но одно другому не мешает.

Как выбрать наиболее правильный путь к реализации задуманного образа, как максимально плодотворно пройти от творческого замысла к воплощению персонажа?

Много работая. Только в практике и размышлениях вычисляется самый краткий и правильный путь. Плюс - божественное вдохновение!

Искусство авторской куклы – какие тенденции наблюдаются в развитии этого художественного направления?

Несмотря ни на что, развитие и возрастающая востребованность.

Каким Вы видите будущее художественной авторской куклы?

Светлым! И значимым для человека. Во всяком случае, мы к этому стремимся.

Вы руководите большим творческим коллективом авторов. Как удается совмещать эту, требующую не малых энергетических затрат деятельность, с личными планами художника, независимой личности? Приходится ли чем-то жертвовать ради общих целей?

Да. Приходится многим жертвовать. Как и в любой интенсивной деятельности, целью которой есть достижение больших горизонтов. Но учусь распределять время и обязанности.

Ваше мнение, по какому принципу создаются большие творческие коллективы?

Только на взаимопонимании, взаимоуважении, взаимопомощи, принятии факта наличия другого мнения, наличие общей цели.

Считаете ли Вы себя обязанной нести свои знания и талант людям, пропагандировать искусство художественной куклы и фигуративной скульптуры?

Я считаю это для себя необходимым, это мой выбор и мне интересно жить, наполняя своё существование такими целями. Но обязанной - нет, не считаю.

Чем сегодня можно удивить зрителя и ценителя художественной куклы?

Искушённого зрителя - замыслом и мастерством исполнения, впрочем, как всегда и везде. О неискушённом - не говорим. Он может удивиться абсолютно неожиданным вещам.

Новые проекты и планы:

Их много. Новый конкурс, новая профессиональная премия «Преображение», над запуском которой работает наш коллектив, несколько выставочных проектов. Следите за нашими анонсами и моими эфирами! Всем - творческих удач и вдохновения!

Спасибо!