Вы писали, что диалога нет. А как дочь реагирует на ваш монолог? Если вы о чём-то рассказываете мужу, она, наверное, не слушает, но ведь слышит же, и что-то наверняка понимает. Она как-то дает понять, что слышала и поняла? И возможно ли что-то рассказать дочери? Какую-то историю или, может быть, объяснить что-то на интересующую ее тему?
Да, уровень развития речи у дочери такой, что диалога и произвольной речи нет.
Для тех, кто впервые случайно попал на канал. Я - мама дочери с аутизмом. Ей уже 15 лет. Здесь не история успеха. Нет инструкций как вылечить или руководств как заниматься.
Папа не сбежал.
Но вы правильно заметили, что это не значит, что она не слышит и не слушает. Я б сказала, подслушивает )) Нет, не специально стоит и подслушивает. Но такое чувство, что она как локатор, вроде на чем-то своем, на своей волне, но, если при ней разговаривать и что-то интересное для нее сказать, то она может это запомнить.
Например, обсуждаем мы с мужем когда собираемся выезжать в отпуск. Разговариваем между собой, но в присутствии дочери. И вот уже на следующий день она подходит "5 июля - Севастополь", например. То есть она услышала дату, услышала, что про Крым, про бабушку, что "выезжать" и все.
Поэтому давно уже, как говорится "базар фильтровать" нужно. Особенно по поводу словечек, которые бы не хотелось, чтоб она повторяла.
Как она реагирует на мой монолог? Смотря на какой. Мой монолог рядом с ней - это я ей говорю все, что думаю по поводу ее поведения, например. Тогда для пущего эффекта я беру ее за руки, принуждая таким образом смотреть на меня и внимание переключить на меня. И тогда уже выдаю ей свой монолог. Она может эхолалично повторить некоторые ключевые слова и, если ей мои претензии не понравились, то еще и походить поорать на эту тему.
Монологом может быть сказка на ночь. То есть раньше она часто просила (ритуал) "Сказку рассказать". Слушала с удовольствием и по всей видимости внимательно, так как можно было рассказывать про репку, например, и попросить ее закончить предложение. Например, "и позвал дед... кого?" и она скажет правильно того, кого по тексту положено было позвать (мышка, внучка). То есть все, что ей рассказываешь, она запоминает. Даже, если кажется, что во время моего монолога она вообще в мою сторону не смотрит.
Так же да, она иногда просит меня объяснить что-то. Ну как просит. Не с помощью речи, конечно. Подводит к монитору, показывается слово или картинку и тычет моим или своим пальцем. Значит нужно объяснить что это. Объясняю.
Она никак не дает понять, что она услышала и/или поняла. Вернее, я понимаю, что она удовлетворена моим объяснением, если на "отпускает" меня, то есть перестает спрашивать объяснения.
Но вот так, чтоб я начала ей рассказывать какую-то историю и о том, как я провела день - нет, это просто разговор со стеной, которая еще и не стоит на месте, а просто игнорирует тебя. Рассказывать ей можно либо то, что ей интересно узнать, либо то, что ей интересно знать ))
А так да, эта хитрюжка все слышит, все видит, все запоминает. Особенно, если ей это надо!
Про раз и ее развитие подборка прошлых статей:
#навыки_при_аутизме