Голубая мечта правительства Грузии, грузинской оппозиции и многих прочих грузин может действительно сбыться - страна может стать частью Европы. Правда, это будет не совсем та Европа, которую они себе представляют. Сегодня, когда кризис Евросоюза еще даже не достиг своего пика, уже ходят слухи о том, что равноправие среди всех 27 стран ЕС - изначально было плохой идеей. Что в Европе должно существовать ядро и группа поддержки ядра, состоящая из стран-неудачниц, которые не могут обеспечить собственное существование без ЕС. Согласитесь, это довольно странно в принципе, что какой-нибудь крошечный Кипр может при желании заблокировать решение, выгодное для экономики огромной Германии. Изначально, когда создавался ЕС, идея единогласного согласия звучала более логично, ведь и сам ЕС ограничивался дюжиной стран, имеющих чуть ли не общую границу друг с другом. Но когда все разрослось до невозможных размеров, согласие стало проблемой, а не выгодой. Никто не учитывал зависимость восточноевропейских стран от России. Сегодня же эта зависимость стала максимально очевидной. Причем не только для стран бывшего ОВД, но и для Германии, для Австрии, для других стран, никогда не входивших даже в сферу влияния СССР. Евросоюз стал слишком неповоротливым, чтобы быстро реагировать на мировые вызовы. Именно поэтому европейский ответ на военный конфликт на Украине выглядит трусливым. Собственно, тот же военный конфликт и приведет ко внутреннему развалу Евросоюза. Вряд ли какая-либо из стран ЕС добровольно согласится покинут нагретое место. Но политика единогласия, вероятнее всего, останется в прошлом.
Единогласие в Евросоюзе стало методом шантажа стран-спонсоров. Если Брюссель хочет принять какое-либо решение, ему приходится учитывать самые разные и порою неожиданные требования. В основном сценарий выглядит всегда одинаково: одна из стран ЕС блокирует очередное решение, следом эта страна требует больше денег для себя, и как только получает обещание, снимает блокировку. Это любопытная тема для рассуждений, но меня интересует в первую очередь желание евробюрократов избавиться от подобной практики. Когда весною Венгрия впервые стала блокировать решения о санкциях против российских нефти и газа, в Брюсселе стали говорить о том, чтобы лишить Будапешт права голоса. Теперь головную боль для Европы доставляет Польша, которая требует слишком много для себя, гораздо больше, чем Брюссель в принципе может позволить. Итогом все этих внутренних конфликтов может стать появление ядра, состоящего преимущественно из западноевропейских стран: Германии, Франции, Италии и Бенилюкса - все это основа европейской экономики и главные спонсоры Евросоюза. Все остальные страны окажутся по сути второсортными, их не допустят до голосования по важнейшим вопросам, им частично откажут в управлении общим бюджетом, к тому же усилят аудит расходов получаемых ими средств из этого бюджета. Однако, даже этого разделения может быть недостаточно для стабильного существования Евросоюза. Ключевой вопрос заключается в том, можно ли отнести к ядру скандинавские страны , которые экономически самостоятельны, но при этом не могут быть полноценными спонсорами. Это Дания, Швеция, (Норвегия и Исландия не являются частью ЕС, если вы не знали), Финляндия. К тому же особняком стоит вопрос: куда относить Прибалтику. Исторически это больше Скандинавия, чем Восточная Европа, но экономически это дно всей еврозоны, хуже некоторых балканских стран.
Скандинавские страны могут занять положение второсортных, отодвинув страны Восточный Европы на третью позицию. И именно к третьесортным странам ЕС в свое время могут примкнуть Грузия, Украина и Молдавия. Как уже было сказано, третьесортные страны никогда не смогут влиять на внутреннюю и внешнюю политику ЕС, не смогут участвовать в распределении бюджета, однако будут обязаны выполнять все требования союза и указания ядра, даже если это будет крайне невыгодно им. Третьесортные страны ЕС будут выполнять роль прислуги в Европе, которая живет в одном доме вместе с хозяевами, пользуется некоторыми общими помещениями, кормится за счет барского стола, но при этом не может никак повлиять на устои жизни в доме. К сожалению, Грузию полностью устраивает такой сценарий. Стране не привыкать быть иждивенцем, живущим за счет более успешных держав, периодически выдающих денег на карманные расходы. Грузия веками не играла никакой роли в регионе, поэтому и право голоса при решении политических вопросов ей особо не нужно. Главная причина стремления даже в список третьесортных, но европейских стран - денежные поступления. Но и с этим могут возникнуть проблемы. Дело в том, что поток евро в Грузию может закончиться очень и очень быстро. Сразу же после первого серьезного аудита. Пожалуй, не для кого не будет секретом, что часть поступающих из ЕС средств уже сегодня оседает в карманах некоторых грузинских чиновников. Эта практика не сможет продолжить существовать в рамках Евросоюза, после принятия Грузии в его члены. И когда (не если, а когда) комиссия выявит бюджетные хищения, ведь вероятность этого составляет не менее 100%, Грузия окажется скована требованиями и правилами, но без средств к существованию. На этом и закончится голубая мечта.
Однако вероятность того, что Грузия станет даже третьесортной частью Евросоюза тает с каждым месяцем. Контрольный выстрел в саму идею такого будущего прозвучал на встрече глав России, Турции и Ирана. Эти три страны нашли друг друга в противостоянии Европе и США. И кроме того они осознали не просто необходимость в совместном сосуществовании, но и в том, что контроль над всем регионом, окружающим три державы, должен осуществляться без лишних участников. И Грузия, находящаяся между Россией и Турцией, включена в сферу их влияния, а это означает, что отныне доступа к принятию решений в Грузии ни у США, ни у Европы больше не будет. Если Грузия попытается внести нестабильность в развитие региона, ответ последует незамедлительно. И это уже не будет мягкая сила, это будет полноценная зачистка, как происходит сегодня на Украине. Грузия оказалась болельщиком, купившим билет не на ту сторону трибуны. И вероятность того, что ее заставят болеть за "правильную" команду, очень высока, особенно на фоне провокаций со стороны посольства США. Так что сама реальность сообщает о том, что ни о какой голубой европейской мечте больше не может быть и речи. Грузии придется либо проглотить свою гордость и попытаться получить выгоду от сложившегося положения дел, либо же оказаться в изоляции и медленно прозябать в нищете и дефиците. Как бы это не было печально, но хуже всего придется молодым грузинам. И лучшее, что они могут сделать для своего будущего - уехать из Грузии, о чем большинство и мечтает сегодня.
Сулико Горишвили
Читать также: