Мавзолей могольского императора Хумаюна в Дели - первое значимое воплощение идеи райского сада в погребальной архитектуре на территории Индостана. Знаменитый Тадж Махал в Агре стал дальнейшим продолжением этой идеи. При этом само собой у "первого воплощения" были предшественники.
Насир-уд-дину Мухаммаду Хумаюну (1508, Кабул — 1556, Дели) — второму падишаху Империи Великих Моголов судьба уготовила многие испытания и невзгоды. Этот правитель в результате неудачной войны за власть утерял свои владения в Северной Индии и был вынужден скитаться по всей Центральной Азии целых 15 лет. Пока в конце жизни удача не повернулась к нему лицом, за год до своей смерти Хумаюн смог вернуться в Дели. Там он и умер, причем опять же в результате случайного происшествия - падения на лестнице внутри башни-библиотеки.
Естественно, что в момент смерти (в 1556 году) у Хумаюна не было даже намека на какой-либо мавзолей. Из-за постоянных странствий он не имел возможности думать о своем посмертном прославлении. Гробницу императора стала строить его жена Бега-бегум Сахиба (она также была его двоюродной сестрой), причем строительство началось не раньше 1562 года, а закончилось только в 1571 г. Изначально, тело Хумаюна было захоронено в крепости Пурана Кила, затем его перемещали какое-то время по Индии. Соответственно, в своем мавзолее Хумаюн упокоился не раньше 1570 г., т.е. примерно через 14 лет после смерти.
Так как проект архитектурно-паркового ансамбля гробницы Хумаюна был во многом новаторским, многих исследователей занимал вопрос происхождения этого мавзолея. Строительство комплекса приписывают Мираку Мирзе Гийясу - персидскому архитектору, вывезенному из Герата (ныне Афганистан), он много строил в Герате и Бухаре. Также, часто отмечается, что прообразом гробницы Хумаюна мог быть знаменитый Гур Эмир - мавзолей Тамерлана в Самарканде.
С последним сложно согласиться, так как погребальный комплекс Тимура практически не имел своего садово-паркового ансамбля. Гур Эмир - это комплекс разновременных построек, занимающих относительно небольшую площадь. В то время как мавзолей Хумаюна - это созданный по одному проекту и стилистически единый архитектурно-парковый ансамбль, где центральное строение, собственно, сам мавзолей, является лишь частью общего замысла архитектора. Нет никакого сомнения, что в основе проекта гробницы Хумаюна лежит представление о "парадизе" - рае и райском саде.
Желание видеть в мавзолее Хумаюна продолжение традиций тимуридского Самарканда в целом понятно. Ведь сами Великие Моголы были тюрко-монголами - выходцами из Средней Азии, потомками Тимуридов и Чингизидов. Но нужно признать, что в Средней Азии не были обнаружены парковые комплексы подобные садам Великих Моголов. Тем более их не было в среднеазиатской погребальной архитектуре.
Удивительно, но ранние парковые ансамбли, подобные иранскому чахар-багу (четыре сада) что в гробнице Хумаюна, до сих пор не были найдены в самом Иране. Самым старым сохранившимся персидским садом в Иране считается сад Фин под Кашаном, его обустроили в 1591 году. То есть этот старейший персидский сад моложе садов Хумаюна на 20 лет! Регулярный ранний исламский сад можно увидеть только в Магрибе, например, в Испании в Альгамбре. Это сады Хенералифе (1302—1309) и знаменитый Львиный дворик (1362-1391), который тоже условно можно назвать садом.
Несомненно, что сады и парки - это чрезвычайно уязвимые памятники, большая их часть до нашего времени просто не сохранилась. Но крупные монументальные сооружения подобные мавзолею Хумаюна или Тадж Махалу не могли исчезнуть совсем бесследно. Поэтому можно констатировать, что в Иране и Средней Азии в средние века отсутствовали подобные крупные погребальные комплексы. Здесь можно вспомнить многочисленные мавзолеи мамлюков в Каире или Дамаске, шатровые гробницы сельджуков в Малой Азии. Все эти сооружения, даже обладая порой значительными размерами, очень приличной высотой (например, старейший исламский башенный мавзолей в Иране Гумбат-и Кабус более 50 м.) занимали относительно небольшую площадь. Мавзолеи мамлюков в Каире часто стояли впритык друг к другу и имели лишь незначительные прилегающие к ним огороженные дворы.
Отсутствие погребальной гигантомании в ранней исламской архитектуре объяснялось в том числе и религиозными правилами. Ведь ранний ислам не приветствовал возведение вообще каких-либо монументов над могилами. Первых исламских халифов хоронили в простых ямах в земле без опознавательных знаков.
Идея о земном райском саде для умершего правителя появляется видимо в самой Индии. Именно здесь можно увидеть ранние погребальные монументы правителей подобные "парадизу" гробницы Хумаюна. Это мавзолеи предшественников Великих Моголов - султанов династий Лоди и Сеидов. Хотя несомненно, что регулярные парки присутствовали на территории Арабского халифата, иначе сложно объяснить существование похожих садов в мавританской Испании и Персии.
Есть мнение, что на идею садов Великих Моголов повлиял парк основателя этой династии Бабура в Кабуле. Это вполне возможно. Правда, непонятно, откуда Бабур заимствовал проект своего сада, а главное, совсем непонятно, что он из себя представлял изначально. Дело в том, что сад Бабура в Кабуле стал для всех Моголов святым местом, и каждый из них пытался его как-то перестраивать. Поэтому, вполне возможно, что сад Бабура в своем теперешнем виде появился не раньше 17 века, а скорее всего и еще позже.
Классический персидский чахар-баг (четыре сада) - это регулярный четырехчастный сад, территория которого разбивается водными каналами, соответственно, на четыре равные части. В свою очередь, эти части могут разбиваться на меньшие квадраты или прямоугольники, как мы можем это наблюдать в усыпальнице Хумаюна. Весь сад всегда огорожен стеной, ведь со времен древнего мира персидское слово "парадиз" означало огороженное пространство. Персидские средневековые сады продолжают идею именно "правильного огороженного сада", восходящую к паркам Ахеменидской Персии, а не библейское представление об Эдеме (восточном саде), хотя в Коране есть термин обозначающий рай - Jannat ‘Adn, где ‘Adn соответствует древнееврейскому Эден/Эдем. Но тексты Корана и хадисов свидетельствуют, что исламский рай - это все тот же "парадиз" (فردوس, фирдаус, firdaws, от авест. pairidaēza- огороженный участок), который разделен на четыре части.
«Два райских сада с посудой всей утварью из золота, два райских сада с посудой и всей утварью из серебра. А людей от созерцания их Господа разделяет лишь завеса Величия в вечном раю» Бухари 4878, Муслим 180
«И если вы просите, то просите Фирдаус, потому, что это самая высшая и самая средняя часть рая. Из неё текут реки рая, а над ним Трон Милостивого». Бухари 2790, Муслим 7423
Несомненно, что правильная планировка парка и каналы для воды в мавзолее Хумаюна повторяют сады империи Ахеменидов. Прежде всего знаменитый сад Кира Великого в Пасаргадах. Есть все основания думать, что гробница самого основателя Персидской империи находилась в саду огороженном стенами или галереями.
Арриан писал о гробнице Кира II:
«В Пасаргадах в царском саду находится гробница Кира; вокруг неё — роща, усаженная разнообразными деревьями и орошаемая ручейками, и луг с высокой травой…»
Именно гробница персидского царя Кира Великого стала прообразом для всех последующих мавзолеев. Но очень странно, что между временем создания усыпальницы первого персидского царя и гробницы Хумаюна прошло так много времени - более 2 тыс. лет!
В сущности получается, что идея первого персидского мавзолея была повторно воплощена только в 16 веке на территории Индии. Можно сделать предположение, что на исламскую погребальную архитектуру повлияли идеи из далекого Китая, ведь не нужно забывать, что все исламские династии в Индии формировались выходцами из Средней Азии - представителями тюркских и монгольских этносов. Видимо, именно кочевые династии актуализировали в исламском мире идеи о погребальных дворцах, которые они могли заимствовать у китайских императоров и аристократов.
Про китайские мавзолеи и пирамидальные гробницы я в свое время писал много. Общие планы гробниц делийских султанов и мавзолеев Великих моголов в целом повторяют китайские образцы, где огромные территории правильной формы (квадратной или прямоугольной) обносились настоящими крепостными стенами. В центре подобных упорядоченных пространств как правило высилась глиняная пирамида-мавзолей. Вероятно, что пустые пространства вокруг пирамид китайских императоров могли превращаться в сады или парки. При этом, грандиозные китайские мавзолеи в своей сути повторяли более ранние скифские погребальные комплексы, а те в свою очередь могли иметь родство и со знаменитым мавзолеем Кира Великого в Пасаргадах. Таким образом круг замыкался, и идеи из далекой древности воплощались уже в поздних гробницах могольских императоров. Но могут быть и иные версии, в частности, влияние более близкого для Моголов индуизма, о чем я напишу позднее.
Воду для каналов и бассейнов для мавзолея поднимали из реки Джамны, в 16 веке она протекала почти рядом с гробницей (как это можно увидеть сейчас в Тадж-Махале в Агре). Со временем, река в Дели существенно сдвинулась к востоку.
Читайте также: