Итак, в первой части мы пробежались по основным аспектам английской истории выделив главное. К эпохе Великих географических открытий, Британия достигла больших успехов в государственном строительстве и реформах, политически и конфессионально отложилась от Европы (англиканство), прекратила междоусобицы и изнуряющие военные компании.
В какой-то степени, неспособность полномасштабно противостоять европейским странам в открытой военной компании (а наилучшим доказательством того, стало отсутствие анклавов в континентальной Европе, за исключением Гибралтара), бедность ресурсов и развитие частного предпринимательства, логическим образом обратило внимание англичан на территории вне Европы.
Действительно, численность армии всегда ограничивалось способностью населения содержать вооруженные силы или приобретать наемников (например генуэзских арбалетчиков в Столетней войне). И в этом, Британии, с численностью населения в 4,5 миллиона (Англия и Уэльс), было сложно конкурировать с Францией с населением в 16 миллионов.
Но к началу Великих географических открытий, все изменилось.
Это было время, когда приискание материальных благ в Старом свете уже не сулило успехов Британии, но весь мир еще был "не разобран".
И в течении двух-трех веков можно было пользоваться этими возможностями. В этой аркаде был нужен лишь флот, отсутствие сдерживающих моральных принципов и алчность. Все это в Британии имелось. И это позволило потом Британии "подвинуть" Испанию, Португалию. Британия была хорошо подготовлена к этому.
В конце 19 века, по результатам осмысления истории сложилась концепция "морского могущества". Считалось, что именно те страны, которые имеют мощный флот и чья культурная, экономическая и политическая жизнь связана с морем, имеют больше шансов на господство. Разновидностью талассократии является теллурократия, как логическое развитие талассократии, предполагающая контроль и экспансию в материковые территории. То есть освоение территорий с моря.
Именно этот путь избрала Британия.
Окончательно данная теория сложилась трудами американского генерала Альфрэда Мэхена (1840-1914), проанализировавшего опыт многих стран и в первую очередь Британии. В своей книге "Влияние морской силы на историю" Мэхен доказывал, что «обладание морем или контроль над ним и пользование им являются теперь и всегда были великими факторами в истории мира».
Именно британцы ввели в обиход термин "командование морем" (command of the sea), "флот как фактор присутствия" (fleet in being).
Вскоре, труды Мэхена были дополнены военно-морским теоретиком Джулианом Корбеттом и британским адмиралом Филиппом Ховардом Коломбом.
В основе геополитической теории Мэхена являлась "стратегия анаконды". Она предполагала контроль за морской торговлей и тактику экономического давления на непокорные территорий с моря.
Таким образом, осознание ограниченности своих людских и материальных ресурсов сложило основные черты Британской политики - избегание прямых столкновений, стравливание и создание противоречий между народами, практика частой смены сторонников и союзников, вылившееся в сакраментальное "Great Britain has no constant friends or enemies but rather constant interests."("У Британии нет ни постоянных друзей, ни постоянных врагов. Британия имеет только постоянные интересы").
Отчасти поэтому, Великобритания, - наверное единственная страна, которая не имеет Конституции как таковой. Как единого текстового документа. Можно сказать что Британия, это страна-междусобойчик старых национальных элит и выползших на свет Божий и правящих сегодня после перипетий Столетней войны и междоусобицы Плантагенетов - Йорков и Ланкастеров и событий более поздних времен.
Интересно то, что наиболее последовательными врагами Британии были именно империи, по причине того, что это самые сильные и динамично развивающиеся государственные образования. Британия последовательно участвовала в борьбе со всеми. Она сделала вассалами Османскую империю для борьбы с Российской, используя ее в своих целях во времена русско-турецких войн и она же поднимала арабов против осман когда Османская империя стала ненужной ввиду своего итогового саморазрушения (Лоуренс Аравийский)
Организовав нападение на Франц-Фердинанда в Сараево, она погубила Австро-Венгрию. Убийство Распутина, раскрывает нам, как много британского присутствия было в Российской империи. Она обнаруживала себя на Кавказе и в Средней Азии. Британия строила корабли для императорского флота Японии аккурат для войны с Россией (это и объясняет успех Японии). С первых дней СССР она финансировала басмаческие банды и грабила русский Север. Ведь СССР (как и Россия), это тоже империя по своей сути. Британия активно участвовала в становлении нацистской Германии, помогала Гитлеру строить армию для войны с СССР, Переписала золотой запас аннексированной Чехословакии на Германию. Она активно участвовала в разжигании гражданской войны в СФРЮ. Тоже по-форме империи.
В наши дни, Британия вышла из Евросоюза. Это не случайно. Нельзя бороться с теми, частью чего являешься. А ЕС, - это ведь тоже немного империя. Пусть складывающаяся и еще нестойкая. А значит она тоже противник.
Интересно и то, что британцы априори все патриоты. Сотрудничество со спецслужбами или военными, сonditio sine qua non любого британца, вне зависимости от моральной стороны такого участия. Лоуренс Аравийский, путешественница Гертруда Белл, писатель Даниэль Дефо, сотрудник Ми-5 времен первой мировой - писатель Сомерсет Моэм, журналист Фредерик Форсайт. Никто из них не оправдывает свое чистоплюйство, некой мифической честью, которая не позволяет им видите-ли сотрудничать с Лондонским режимом. Благо Британии для них - высшая ценность. Они все работают на Британию. И в этом еще один секрет ее успеха.
Все империи - враги англосаксов по той причине, что любая империя - это так или иначе союз народов. Это средоточие разных культур, обычаев, черт национального характера, особенностей менталитета. Это взаимное обогащение и это мультипликативный эффект от союза разных народов. А потому естественный конкурент Британии. Кстати, показательна судьба Османской империи. До начала насильственной мусульманизации, туркизации и лишения народов национальной идентичности, Порта демонстрировала успехи, активно "доедая" цивилизационные достижения Западной Римской империи и "допивая" византийскую ученость. А когда этот фундамент закончился - закончилось и былое величие, уступив место дикости, насилию и звериной жестокости, позволявшей продержатся ей еще какое-то время.
Вы помните, я писала, насколько обогатилась Британия благодаря колониальным приобретениям? Империя - обладают тем же эффектом. Особенно, в состоянии глубокого взаимопроникновения культур и достижения внутреннего баланса. Когда она построена на иных принципах, чем Британская империя.
Однако шло время. И теория "морского могущества" начала устаревать. Содержание колоний стало неподъемным грузом. Даже флот и морские блокады оказались неэффективны и рост колониального движения по всему миру это прекрасно продемонстрировал.
Разница в социально-экономическом развитии передовых капиталистических стран и вчерашних колоний, во второй половине 20 века, стала уменьшатся. И хоть Британия везде где могла всегда оставляла пояса нестабильности и стравливая народы, обеспечивала этим свое присутствие на будущее (Сирия, Палестина, Индия - Пакистан), в основном страны стали догонять вчерашние метрополии. И даже обзаводится армиями, снискавшими бы честь тем же вчерашним "владычицам" морей - Великобритании, Испании, Португалии, Голландии.
Даже в техническом плане, страны третьего мира активно догоняют вчерашних лидеров, преодолевая изоляцию, санкции, политическое давление. В век современных информационных технологий, удерживать большую дистанцию в техническом первенстве все труднее и труднее.
Таким образом, потенциальные возможности континентальных государств оказались сильно преуменьшены. Интересно, что когда в мире властвовала концепция "морской силы" и телурократии, англичанин Хелфорд Джордж Макиндер (1886-1947) опубликовал в 1904 году революционную по тем временам статью в "Географическом журнале" - "Географическая ось истории". В ней он доказывает, что срединное, центральное, внутриконтинентальное положение является наиболее благоприятным для развития государства и его народов.
Так появилась теория "Хартленда", как некоторого культурно-ландшафтного центра, обретающего со временем все большую и большую силу, особенно с ростом технологий и логистики. Она есть зона наиболее интенсивного развития технологий. И с этим морским державам придется считаться. Действительно, Швеция (Карл ХII), Франция (Наполеон), Япония разных периодов могли иметь краткосрочные приобретения на материке, но удержать в итоге завоеванное - нет.
Отчасти поэтому, весь 20-й век да и сейчас, главными противниками Британии являются две страны - Россия и Германия, имевшая все потенции стать империей ((или стать во главе империи - ЕС)идею Маккиндера потом развил по-своему немец Карл Хаусхофер)
Основной посыл Маккиндера - «Кто управляет Восточной Европой, тот управляет «Хартлендом». Кто управляет «Хартлендом», тот командует «миром-островом» (Европа-Азия-Африка. Прим. автора). Кто управляет «миром-островом», тот командует всем миром».
А это и есть конечная цель Британии - контроль над всем миром. Процесс когда империализм должен сменится на глобализм - абсолютное мировое господство. Это и есть конечная цель Британии.
А средство - «divide et impera» (разделяй и властвуй).
Как и во все времена британской политики.
Спасибо за прочтение, благодарю за "лайки".
Подписывайтесь на канал, оставайтесь с нами.
Если вы не обнаружите канал в "подписках", найдите его, переподпишитесь и сообщите мне. Такое бывает. Группа поддержки призвана помочь всем нам в этом.
Традиционное время выхода статей на канале, - вечером, в понедельник, среду и пятницу.
Не прощаемся.
Всегда с вами. Ваша Алич.