Найти в Дзене
Москва, любовь моя

Донской монастырь: святыня в центре Москвы

Здесь редко бывают туристы, но это место нужно обязательно посетить хотя бы однажды, чтобы почувствовать его необыкновенную атмосферу. Я приезжаю сюда изредка, но регулярно: на Донском кладбище покоятся мои бабушка и дедушка. Каждый раз по дороге сюда размышляю о быстротечности времени и о том, что вот по этим улицам я ходила за ручку с бабушкой, а теперь я совсем взрослая, уже сама бабушка, еду за рулём автомобиля и удивляюсь, как изменилось всё вокруг. Сегодня, направляясь в Донской монастырь, я размышляла ещё и том, какую роль играли монастыри в жизни России. Современному человеку сложно это понять: сегодня монастырь - явление чуть ли не маргинальное: уйти в монастырь - всё равно что уйти из жизни. Либо это музей-заповедник. А тогда монастыри были духовными ориентирами, научными центрами, и политическими. И, конечно, монастыри играли важную оборонительную роль, это были прежде всего крепости, а потом уже монашеские обители. Здесь писались или переписывались тексты, ставились научные
Оглавление

Здесь редко бывают туристы, но это место нужно обязательно посетить хотя бы однажды, чтобы почувствовать его необыкновенную атмосферу.

Я приезжаю сюда изредка, но регулярно: на Донском кладбище покоятся мои бабушка и дедушка. Каждый раз по дороге сюда размышляю о быстротечности времени и о том, что вот по этим улицам я ходила за ручку с бабушкой, а теперь я совсем взрослая, уже сама бабушка, еду за рулём автомобиля и удивляюсь, как изменилось всё вокруг.

Сегодня, направляясь в Донской монастырь, я размышляла ещё и том, какую роль играли монастыри в жизни России. Современному человеку сложно это понять: сегодня монастырь - явление чуть ли не маргинальное: уйти в монастырь - всё равно что уйти из жизни. Либо это музей-заповедник.

А тогда монастыри были духовными ориентирами, научными центрами, и политическими. И, конечно, монастыри играли важную оборонительную роль, это были прежде всего крепости, а потом уже монашеские обители. Здесь писались или переписывались тексты, ставились научные эксперименты, влияющие на дальнейший ход истории. И даже если взять бытовую сферу жизни, то многое возникло именно в монастырях: знаменитые сорта вин, кулинарные рецепты... Монастырь был маленьким слепком общества: там жили (добровольно или томились в заключении) люди из всех его слоев, в том числе и из того, который сейчас мы бы назвали "политической элитой".

Донской монастырь

Москву охраняли по три монастыря с каждой стороны. Донской монастырь дополнил собой южный оборонительный пояс столицы, создаваемый Новодевичьим и Даниловым монастырями.

В этих мощных башнях когда-то размещались пушки.
В этих мощных башнях когда-то размещались пушки.

Он основан в 1591 в дни царствования Фёдора Иоанновича (фактически правил страной тогда Борис Годунов) - в знак победы над крымским ханом Казы-Гиреем на том самом месте, где стояли русские стрельцы, готовясь к сражению. Перед боем Казы-Гирей неожиданно сбежал. Победу объяснили заступничеством Богородицы, так как в стрелецком стане находилась Донская икона, та самая, которой Сергий Радонежский благословил когда-то Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

На горельефе А. В. Логановского посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар 1380:

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского. Горельеф А. В. Логановского из храма Христа Спасителя.
Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского. Горельеф А. В. Логановского из храма Христа Спасителя.

В руках у Сергия Радонежского - Донская икона, которая участвовала с князем Дмитрием Ивановичем в битве, куда была принесена донскими казаками из городка Сиротина. Икона была утверждена на древке, как хоругвь, и носилась среди битвы. После победы казаки подарили её князю.

В честь этой иконы монастырь и назван Донским. Историк С.М. Соловьёв описывает это событие очень коротко:

Несколько дней были пиры у царя в Грановитой палате; в благодарность Богу построили Донской монастырь.
История России с древнейших времён, т. VII, гл. III.

А вот Н.М. Карамзин более многословно и эмоционально:

... не было конца великолепным пирам в Грановитой палате, более в честь Годунова, нежели в царскую, ибо Феодор велел торжественно объявить, что Бог даровал ему победу радением и промыслом Борисовым. Таким образом новый луч озарил главу правителя, луч ратной славы, блистательнейшей для народа державы воинственной, которую окружали ещё столь многия опасности и неприятели!

Донские соборы

На месте, где войско стояло в укреплении против хана, заложили каменную церковь Богоматери и монастырь, названный Донским от имени святой иконы, которая была с Димитрием на Куликовом поле и с Годуновым в московской битве, а на случай новаго приступа варваров к столице защитили все ея посады деревянными стенами с высокими башнями.

Так на месте шатра, где пребывала икона, в 1591 был построен Малый Донской собор:

Малый Донской собор, 1591.
Малый Донской собор, 1591.

Белым он стал недавно, в 2016, а раньше всегда был розово-белым. Предполагают, что его строителем был московский зодчий Федор Конь. Сам Борис Годунов приехал заложить первый камень в его фундамент. За алтарными апсидами храма располагается усыпальница русских греков.

С архитектурной точки зрения, Малый собор Донского монастыря интересен тем, что явился одним из первых храмов с крещатым сводом, когда барабан несут две пары перекрещивающихся арок:

-5

Такая констукция свода позволяла возвести бесстолпный храм, увеличив тем самым его внутреннее пространство. С тех пор бесстолпные храмы стали возводить по всей России. Cнаружи он украшен «горкой» кокошников.

Сто лет спустя рядом появился второй Донской собор, Большой. Его заложила в 1684 царевна Екатерина Алексеевна, старшая сестра Петра I, а продолжил строительство сам Пётр. Освящён собор был лишь в 1894, строился долго.

Как и Малый собор с его крещатыми сводами, Большой собор уникален для русского зодчества. Подобных храмов, когда к центральному объёму, квадратному в плане, примыкают овальные башни, в России очень мало. Такая композиция свойственна для храмов Украины. Воссоединение Малороссии с Россией произошло недавно, и в Москве появились мастера, воспитанные в иных архитектурных традициях. Вероятно, именно они и возводили Большой собор. А возможно, новые веяния были принесены нашими мастерами, побывавшими на Украине.

Храм завершен пятью главами и господствует над всем ансамблем монастыря.

В 1752 были установлены чугунные полы из литых плит с орнаментом - они сохранились до наших дней.

В 1780-х стены Большого собора были расписаны фресками итальянцем Антонио Клаудо - по «заданной идее» Василия Баженова. Шестьдесят сюжетов Ветхого и Нового Завета, помещённые в живописные рамы и расположенные в 4 яруса.

Семиярусный иконостас «фряжского письма» и иконы в драгоценных окладах создавали лучшие резчики и иконописцы Оружейной палаты и Посольского приказа. Оклады имели историю: они были изготовлены из серебра, похищенного в 1812 французами и отбитого у них донскими казаками.

Теперь в Донском монастыре существуют два одноименных - Донских - храма, большая редкость.

Сейчас Большой собор покрыт лесами:

Большой Собор в честь иконы Донской Божией Матери, 1698.
Большой Собор в честь иконы Донской Божией Матери, 1698.

Под этой лестницей, в крипте собора, находится ещё один храм, скрытый от посторонних глаз: храм в честь Сретения Господня, усыпальница грузинских князей династии Багратионов:

-7

А вот как выглядит Большой Донской собор без лесов, на фото 5-летней давности:

Большой Собор в честь иконы Донской Божией Матери, 1698.
Большой Собор в честь иконы Донской Божией Матери, 1698.

Многие столетия в Большом соборе хранилась Донская икона Божией Матери, та самая. Появилась и традиция раз в году торжественным крестным ходом из Кремля в Донской монастырь приносить Донской образ Богоматери.

-9

В советское время чудотворная икона была перенесена в Третьяковскую галерею. В 1994 между Министерством культуры и Московской Патриархией был заключен договор, по которому Третьяковка обязуется ежегодно выдавать монастырю Донскую икону для всеобщего поклонения. Так что теперь один раз в год она навещает родной храм, её приносят в ночь на 1 сентября.

По традиции иконе возносят молитвы о о защите родины, сохранности родной земли, мире для неё, о спокойствии – сегодня это как никогда актуально.

Стены и башни

План Донского монастыря.
План Донского монастыря.

В 1686 вокруг монастыря начали возводить кирпичную стену (до этого была деревянная ограда).

Стены и башни стилистически похожи на стены и башни Новодевичьего монастыря, да и создавались одновременно. К тому времени угроза нападения врагов татар уже миновала, поэтому оборонительная функция стен ослаблена, а декоративная, наоборот, усилена.

Стену дополняют 12 башен, украшенных с изяществом и выдумкой - 8 квадратных - фронтальных:

-11

и 4 круглых - угловых. Угловые выносные башни на ¾ выходили из плоскости стен, чтобы была возможность их защиты:

-12

Стены очень напоминают ограду Новодевичьего монастыря.

Вдоль всех стен изнутри существовала галерея, на которой находились стрельцы и по которой можно было обойти всю территорию монастыря по периметру.

-13

Первоначально галерея была открытой. В 1860 её покрыли железной кровлей "по деревянным стропилам".

Башни и стены имели бойницы и отверстия для пушечных стволов, как на этой башне южной стены, до которой ещё не дошла реставрация:

До этой башни ещё не дошла реставрация.
До этой башни ещё не дошла реставрация.

А это восточная стена Донского монастыря:

Восточная стена Донского монастыря.
Восточная стена Донского монастыря.

Стены были снабжены двумя проездными воротами. Над Западными воротами (более поздними, времён Анны Иоанновны) по проекту Доменико Трезини была построена колокольня с надвратной церковью в честь праведных Захария и Елизаветы и колокольней. Сейчас это главный вход в монастырь:

Западные проездные ворота, 1730 -1755.
Западные проездные ворота, 1730 -1755.

Раньше всегда основным входом в монастырь служили Северные (святые) ворота (1693), выходящие в сторону Кремля. В 1713—1714 их надстроили надвратной церковью Тихвинской Иконы Богоматери - большая редкость, ведь в то время в Москве почти не строили каменных зданий, все шло в Петербург:

Северные проездные ворота, 1693.
Северные проездные ворота, 1693.

Кстати, в Донском монастыре есть подземный ход, который ведёт в Кремль, правда его не показывают посетителям.

Все работы по возведению стен, ворот и 12 башен были закончены в 1711.

Благодаря ажурным башням ограды и надвратным храмам Донской монастырь при первом взгляде производит "барочное впечатление". Но это впечатление ошибочно. Ансамбль монастыря является примером гармоничного сочетания самых разных архитектурных направлений и стилей.

На территории монастыря помимо двух Донских соборов построено ещё несколько небольших церквей разных размеров и архитектурных стилей, но это не храмы, а усыпальницы, например, очень красивая миниатюрная церковь преподобного Иоанна Лествичника (1896):

Церковь преподобного Иоанна Лествичника, 1898.
Церковь преподобного Иоанна Лествичника, 1898.

Она похожа на сказочный терем и была построена по заказу генерала Терещенко, щедрого благотворителя монастыря, как родовая усыпальница его семьи.

-19

Небольшая, нарядная, она является образцом псевдорусского стиля в русской архитектуре.

Моя любимая церквушка - вот эта, совсем крошечная, в стиле модерн, с вытянутыми луковичными главками - часовня-мавзолей семьи фабриканта Левченко. Построена в 1900-х по проекту архитектора Р.И. Клейна и украшена мозаикой по рисункам В.М. Васнецова:

Часовня-мавзолей семьи фабриканта Левченко,
Часовня-мавзолей семьи фабриканта Левченко,

В левом крыле часовни находится одна из особо почитаемых святынь монастыря - мозаичная икона святителя Николая, которая почитается, как чудотворная. Когда в 1918 солдаты стреляли в этот мозаичный образ, пуля срикошетила и попала стрелявшему в грудь, от чего он и скончался на месте… Говорят, он носил фамилию Левченко. До сих пор сохранились следы от пуль и выбитые кусочки смальты на золотом фоне:

-21

Некрополь

-22

Все большие московские кладбища (Ваганьково, Новодевичье и другие) - "чумные": они появились на окраинах города во время эпидемий чумы, когда было запрещено хоронить людей в городе. Донской же некрополь появился значительно раньше, и его уникальность сравнима разве что с некрополем Александро-Невской лавры в Петербурге:

Почти все приближаются к нему с умилением и слезами: ибо там главное кладбище дворянства и богатого купечества.
Н.М. Карамзин
-23

Продажа участков под захоронения составляла большую статью дохода монастыря: в середине 19 в. стоимость одного места на кладбище составляла 3 000 рублей - сумма огромная.

Здесь покоятся Василий Львович Пушкин, знаменитый в своё время писатель, дядя Александра Сергеевича, старший брат его отца, Сергея Львовича:

-24

И бабушка Александра Сергеевича по отцовской линии - Ольга Васильевна Пушкина (урождённая Чичерина):

-25

Ольга Васильевна скончалась, когда Пушкину не было и трёх лет. Но он часто бывал в Донском монастыре, навещал здесь бабушку и деда - Льва Александровича, чей прах покоился в Сергиевском пределе Малого собора Донского монастыря. Но до наших дней захоронение деда не сохранилось.

Вяземские, Голицыны, Долгорукие, Трубецкие, Оболенские... Цвет нации нашёл здесь свой последний приют.

Вдали видна телебашня на Шаболовке (1919 - 1922), архитектурный шедевр, творение Владимира Шухова, символ советского радио и телевидения:

-26

Архитектурный некрополь

Донской монастырь называют ещё и архитектурным некрополем. С 1934 здесь находился Музей архитектуры им. Щусева, и это позволило сохранить многие шедевры: со всей Москвы сюда свозили фрагменты из закрываемых или уничтожаемых храмов: Успения на Покровке, Николы в Столпах - скульптуры, фрески, иконы. Например, в северной стене помещены наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией Матери на Покровке.

Особое место представляет собой восточная стена монастыря: на ней помещены 6 горельефов с цоколя храма Христа Спасителя, их удалось спасти до взрыва, работа скульптора А.В. Логановского:

-27

Самый дальний на этом фото - тот самый фрагмент, на котором изображён Сергий Радонежский, благословляющий перед битвой Дмитрия Донского иконой Богоматери.

Весь архитектурный ансамбль монастыря сохранился до сих пор в неизменном виде. Трудно себе представить, сколько тайн хранят эти древние стены и соборы, тайн, которые мы не узнаем никогда.

Сейчас в монастыре ведутся реставрационные работы, но вход не ограничен. Здесь очень приятно гулять, можно с маленькими детьми, много красивых цветов. Весной здесь цвели тюльпаны, а сейчас - розы и гортензии. И даже есть трапезная, где можно перекусить.

-28

Сюда редко заходят туристы, но это место нужно обязательно посетить хотя бы однажды, чтобы почувствовать его необыкновенную атмосферу, само дыхание времени. Здесь нет ярких красок, блеска позолоты, вызывающей роскоши, суеты. Зато есть тишина и какая-то особая безмятежность.

_______________________

P.S. Добавлю новых фото: наконец-то сняты леса с Большого Донского собора. Несколько лет велась реставрация собора и наконец-то она закончена - полюбуйтесь, какой красавец:

Полностью реставрация Донского монастыря завершится к весне 2025 года.