Найти в Дзене
Споры с таможней

Кейс # 2. Как для гендиректора снизить риск привлечения к административной ответственности?

Кейс №2. Как для гендиректора снизить риск привлечения к ответственности по КоАП?

Продолжаем серию постов с разбором дел по КоАП в ВЭД. Сегодняшняя тема будет полезна юристам, логистам, управляющим всех уровней и гендиректорам. 

👆🏻Поговорим про ответственность гендиректора. Как правило, привлекается к ответственности генеральный директор по той логике, что он отвечает в целом за компанию. В юридической практике принято говорить “должностное лицо”, здесь будем говорить “гендиректор”, чтобы было понятнее.

❓Может ли привлекаться к административной ответственности и компания, и одновременно гендиректор как физлицо по той же статье? ❗Да, может, это правомерно и предусмотрено статьей 2.1 КоАП. Судебная практика также это подтверждает.

🔍 Что делать, чтобы снизить риск привлечения гендиректора? 

У нас принято трактовать так, что гендиректор отвечает и за нарушения таможенных правил, и за нарушения в сфере налогового, бухгалтерского учета, и за логистику и пр. Особенно это актуально для крупных компаний, где и проблем больше, и дел по КоАП тоже, к сожалению, много. 

В таком случае вот что рекомендуем. Предлагаем закрепить в компании распределение обязанностей отдельным внутренним нормативным актом, в котором указать зоны ответственности каждого из подразделений, и указать ответственных лиц. То есть, в должностной инструкции управленческой должности будет прописано, за что руководитель отвечает. Конечно же, сотрудники должны будут принять это и расписаться, что ознакомлены и согласны взять на себя такую ответственность.

Итого, понадобится составить и подписать:

1️⃣ Внутренний нормативный акт (приказ или пр.), в котором указать зоны ответственности управляющих;

2️⃣Положение об ответственности;

3️⃣ Внести дополнения о зонах ответственности в должностные инструкции.

🟢 Например, есть отдел логистики. Отдел занимается оформлением перевозок, это его основная работа и его руководитель в курсе большего числа нюансов перевозок, чем гендиректор. Это логично. Поэтому ответственность по грузоперевозкам будет закреплена именно за руководителем отдела логистики. 

✅Так нагрузка по правовым рискам будет распределена между управляющими. 

🔔 

Не будут ли они против? На практике мы видим, что когда человек что называется “на своём месте”, профессионал, то он не боится ответственности и воспринимает это нормально. 

✔️