Кейс №2. Как для гендиректора снизить риск привлечения к ответственности по КоАП?
Продолжаем серию постов с разбором дел по КоАП в ВЭД. Сегодняшняя тема будет полезна юристам, логистам, управляющим всех уровней и гендиректорам.
👆🏻Поговорим про ответственность гендиректора. Как правило, привлекается к ответственности генеральный директор по той логике, что он отвечает в целом за компанию. В юридической практике принято говорить “должностное лицо”, здесь будем говорить “гендиректор”, чтобы было понятнее.
❓Может ли привлекаться к административной ответственности и компания, и одновременно гендиректор как физлицо по той же статье? ❗Да, может, это правомерно и предусмотрено статьей 2.1 КоАП. Судебная практика также это подтверждает.
🔍 Что делать, чтобы снизить риск привлечения гендиректора?
У нас принято трактовать так, что гендиректор отвечает и за нарушения таможенных правил, и за нарушения в сфере налогового, бухгалтерского учета, и за логистику и пр. Особенно это актуально для крупных компаний, где и проблем больше, и дел по КоАП тоже, к сожалению, много.
В таком случае вот что рекомендуем. Предлагаем закрепить в компании распределение обязанностей отдельным внутренним нормативным актом, в котором указать зоны ответственности каждого из подразделений, и указать ответственных лиц. То есть, в должностной инструкции управленческой должности будет прописано, за что руководитель отвечает. Конечно же, сотрудники должны будут принять это и расписаться, что ознакомлены и согласны взять на себя такую ответственность.
Итого, понадобится составить и подписать:
1️⃣ Внутренний нормативный акт (приказ или пр.), в котором указать зоны ответственности управляющих;
2️⃣Положение об ответственности;
3️⃣ Внести дополнения о зонах ответственности в должностные инструкции.
🟢 Например, есть отдел логистики. Отдел занимается оформлением перевозок, это его основная работа и его руководитель в курсе большего числа нюансов перевозок, чем гендиректор. Это логично. Поэтому ответственность по грузоперевозкам будет закреплена именно за руководителем отдела логистики.
✅Так нагрузка по правовым рискам будет распределена между управляющими.
🔔
Не будут ли они против? На практике мы видим, что когда человек что называется “на своём месте”, профессионал, то он не боится ответственности и воспринимает это нормально.
✔️