Найти тему
Московская беседка

Сила свободного разума

О фильме Эльдара Кулиева "Низами" ("Азербайджанфильм" - "Мосфильм", 1982)

Любой большой поэт — философ, просветитель и гуманист. Иначе он либо не поэт, либо талант его маленький и невзрачный. Не таков был Низами Гянджеви, гениальный поэт, философ и гуманист средневекового Востока.

Его стихи и поэмы до сих пор пленяют воображение возвышенными образами, яркими метафорами, музыкальностью, необычностью. Не зря Низами называл себя «волшебником слов» и «зеркалом незримого». Персидский поэт Доулантшах Самарканди считал Низами самым изысканным писателем своей эпохи. Не случайно: вот строки, по краткости, красоте и совершенству не уступающие шекспировским сонетам:

Влюблённый слеп. Но страсти зримый след

Ведет его, где зрячим хода нет.

Низами Гянджеви
Низами Гянджеви

Поэты и философы живут вне времени. Они принадлежат всему человечеству, их мысли всегда современны (или вневременны). Их боль за униженных и оскорбленных никогда не утихает.

Где теперь человечность, всё чёрным бесправьем объято,

Знать, на крыльях Семурга она улетела куда-то.

Где ж теперь человечность? Ужель удалилась навек?

Человека любого страшится любой человек.

Где ж познание то, что в сердцах человечьих блистало?

Человеческих свойств в человеке давно уж не стало.

Скрылся век Соломона. О смертный, вокруг посмотри!

Где теперь человек? Он исчез. Он — бесследный пери.

Стыд лазурному своду, всегда пребывавшему в зле.

Вовсе чести не стало на где-то висящей земле.

Слёзы лей, Низами, удрученный такою бедою.

Ты над сердцем их лей, что кровавою стало водою.

-3

В 1982 году был снят художественный фильм, повествующий о земной жизни поэта, его любви, мудрости и человеколюбии.

Фильм великолепен, как восточная сказка и изысканен, как прихотливый узор персидского ковра. Помимо блестящей режиссерской работы, хочется отметить прекрасный сценарий Исы Гусейнова и Эльдара Кулиева. Текст передает глубину и афористичность поэтического языка; он настолько интеллектуально и духовно насыщен, что едва успеваешь следить за диалогами, впитывать восточную мудрость, оценивать глубину мыслей, не имеющих географии.

Отдельно отмечу работу художника Маиса Агабекова и оператора Арифа Нариманбекова: пейзажи настроения, математически безупречно выстроенные кадры, чарующая гармония восточной архитектуры, эффектные крупные планы.

-4

Восхитительные костюмы, изысканные украшения, волнующая музыка Кара Караева, летящий романс в исполнении Магомаева — во всем чувствуется вкус и праздник. Красивые, благородные лица, высокие чувства. В то же время фильм далек от пошлости и вычурности индийского кино: безошибочное чутье художника и режиссера спасает от дешевых эффектов.

Муслим Магомаев в роли Низами бесподобен: глубокий взгляд с восточной поволокой, то почти бесстрастный, исцеляющий, то страдающий, любящий, горестный. Муслима Магомаева озвучивал Вячеслав Тихонов, что придало образу легкость, воздушность, мягкость тихоновских интонаций, тепло его голоса.

-5

Не берусь утверждать, что образ Низами передан с документальной точностью, тем более, что у нас мало достоверной биографической информации об этом великом человеке. Поэтому будем говорить о Низами — герое прекрасного фильма. А герой этот честен, смел, блестяще образован (что вполне соответствует истине: его поэмы свидетельствуют о глубоких знаниях персидской и арабской литератур, математики, астрономии, медицины, алхимии, исламского права, христианства, иудаизма, истории, этики, философии, эзотерики, музыки, изобразительного искусства), мудр; он вдохновенный оратор, заступник слабых, униженных и оскорбленных. Низами преклоняется перед тонким умом и благородной самоотверженной душой женщины, ценит ее нежность, тонкость, преданность, стойкость.

-6

Низами предстает в фильме выдающимся просветителем своего времени. Он призывает к осознанной вере, образованности, свободе и достоинству: «Не страхом рождается вера, а силой свободного разума» - прекрасные слова, которые и сейчас звучат актуально для многих конфессий. Впрочем, просветительство и вера в свободный человеческий разум необходимы в любую эпоху. Вера без принуждения, постепенное смягчение нравов, милосердие, человечность нужны во все времена. И сегодня ничуть не меньше, чем в двенадцатом веке.

-7

Кстати, про сегодня. Многие жалуются на наше время. Какое оно жестокое, тяжелое, несправедливое.

Ребята, обернитесь назад. Посмотрите всемирную историю. Разве когда-нибудь жилось легко и комфортно? Пороки человеческие неистребимы, и сегодняшнее время это только подтверждает. Когда человечество не знало эпидемий и войн?

Наше темное время не кончится с нами.

Нас вода унесет. А оно — над водой.

Повисит, переждет и вернется с войсками,

И никто ему снова не скажет: «Долой!»

Михаил Щербаков, 1985

Жестокость и насилие были всегда, и будут всегда в этой земной жизни. Человеческая природа неизменна. И всегда люди пытались бороться с ними. Или не пытались и мучились от этого. «Происходит низость, а мы молчим. Наше молчание и есть низость», - скорбит Низами. Не сегодняшнего ли дня реплика?..

-8

Низами подавлен чудовищной несправедливостью, с которой он ничего не в силах поделать. И жена говорит ему: «Ты напишешь поэму, а твое перо даст людям почувствовать глубину их трагедии». Возможно, это напутствие и есть призвание поэта, который борется со злом своим могучим словом.

Сердце поэта не умеет спокойно биться на земле, переполненной человеческой болью. Поэт чувствует глубже, переживает острее, оплакивает чужое горе безутешнее.

Как жить, как обрести покой и счастье, когда кругом столько боли и зла? Весь фильм — поиски ответа на этот вопрос.

-9

Финальные кадры пытаются приблизить нас к разгадке. Просто принять этот мир таким, каков он есть. Помогать тем, кому в силах помочь. Избавить от тюрьмы непутевого друга, простить предательство, отдать деньги бедной семье. И бродить по прекрасной бескрайней земле, согретой дыханием Творца. Любить эту землю, несмотря ни на что. Согревать своим теплом тех, кому холодно и любить людей, потому что в каждом из нас есть искра Божия.

#нашекино #советскоекино #историческоекино #поэзия #личность