Почти 20 лет назад на экраны вышел своего рода фильм-эксперемент, на который одни возлагали надежды на воскрешение интереса зрителей к фильмам плаща и шпаги, а другие не ждали вовсе ничего. Не оправдались ожидания ни у кого. Фильмы плаща и шпаги так и не возродились в массовом кино, однако картина, о которой идет, речь вызвала мощнейший восторг у зрителя и, почти сразу став культовой, положила начало известнейшей франшизе, первые три фильма которой в чем-то можно без зазрения совести назвать гениальными. Итак, это был фильм Гора Вербински по сценарию Тэда Эллиота и Терри Росио “Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины”. История франшизы началась со стремительного взлета, и могла бы закончиться на мажорной ноте, стань “На краю света” последним фильмом о приключениях УиллаТернера и Джека Воробья, но в Дисней решили, что эксплуатировать “Пиратов” можно, пока не будет ясно, что дальше плыть они уже точно не смогут. Пока этого не случилось, и “Пираты” готовы продолжать плавание даже с Марго Робби вместо Джонни Деппа.
И, все-таки, почему после третьего фильма интерес зрителя к морским приключениям стал падать?
"Проклятие Черной жемчужины"
#пиратыкарибскогоморя
#проклятиечернойжемчужины
Главной задачей фильма было привлечение внимания к аттракциону в Диснейленде “Пираты Карибского моря” и, в общем-то, не более того. Потому создатели готовились к абсолютному провалу и вовсе не питали надежд на то, что из фильма выйдет что-то стоящее. Да и вдобавок ко всему снималось “Проклятие” в очень не популярном, тогда и сейчас, жанре фильмов плаща и шпаги. Но назло тем, кто в него не верил, фильм стал кассовым хитом, попутно сказав: “Сиквелу и триквелу быть!”.
Что же хорошего в первом фильме о пиратах? “Проклятие Черной жемчужины” – это фильм, который сыграл ва-банк и перевернул и извратил, в хорошем, естественно, смысле, все условности фильмов плаща и шпаги, поставив себя, как работу со свежим взглядом на жанр, лучшие дни которого пришлись аж на 20-30-е годы. Пренебрежение условностями жанра заметны даже невооружённым взглядом: главная цель героев не найти и украсть клад, а вернуть его на место и снять проклятие; Элизабет в исполнении Киры Найтли, на первый взгляд, обыкновенная “дама в беде”, но в течение фильма мы не раз убеждаемся, что в роли собственного спасителя может выступить и она сама; капитан Барбосса, которого сыграл гениальный Джеффри Раш, – это не типичный антагонист, а персонаж, преследующий цель искупления за злодейство, совершенное им когда-то.
Режиссер не выводит, по сути своей, абсолютно банальную историю любви Уилла и Элизабет на первый план, давая ей лишь иногда выходить вперед, хоть герои Найтли и Орландо Блума – это главные герои первых трех фильмов. Вместо этого мы становимся свидетелями внутренних копаний персонажей в себе, для которых любовная история – лишь фон. Фильм крайне умело балансирует между приключенческим жанром, комедией и очень легким хорром. Конечно, главное достоинство картины – это герой Деппа, капитан Джек Воробей, который вообще-то является второстепенным. Уж что сыграло решающую роль: сценарий или харизма Деппа сказать сложно, но однозначно одно: сегодня Джек Воробей – это культовый персонаж, к сожалению, оскверненный квадриквелом и пятиквелом “Пиратов”.
Визуально фильм выглядит очень достойно: дорого, красиво, спецэффекты и сейчас, и для того времени выглядят превосходно. В общем, не возникает вопроса: куда ушли 140 миллионов долларов?
Из минусов, однако, отмечу, что местами фильм заметно буксует, и действию не хватает динамики.
“Проклятие Черной жемчужины” – это отличный массовый развлекательный фильм, с которого началась история “Пиратов Карибского моря”.
"Сундук мертвеца"
#сундукмертвеца
После невероятного успеха выход сиквела с подзаголовком “Сундук мертвеца” не стал чем-то удивительным. Что изменилось?
Самым заметным изменением стал помрачневший визуал, даже картинка приобрела синевато-зелёный оттенок. На мой взгляд, это, безусловно, удачное решение, и история “Пиратов” крайне органично вписывается в подобный повествовательный сеттинг.
Главные герои франшизы продолжили развиваться. На протяжении всего действия они попадают в различные ситуации, в которых открываются зрителю с разных сторон. Как такового развития разве что избежал только Джек Воробей, но тут стоит уточнить, что от персонажа-трикстера ничего подобного и не требуется.
В “Сундуке мертвеца” появляется немало новых персонажей, которые, впрочем, оказываются очень харизматичными и быстро запоминаются зрителю, хотя, честно говоря, как персонаж, на фоне Барбоссы Дэйви Джонс выглядит гораздо проще. Зато у создателей получился самый настоящий классический антагонист, способный напугать и запомниться публике.
Делая сиквел, создатели поняли, что одна из сильнейших сторон их картины – это экшен. Поэтому, на сей раз, упор бы сделан именно на такие сцены, которые довольно часто были просто не нужны сюжету. Так, например, абсолютно никакого отношения к развитию основного действия не имеют сцены побега от каннибалов, но зато дорого и эффектно. Появились заметные сценарные не состыковки с первой частью большинство, из которых связаны с появлением во франшизе Дэйви Джонса. В общем, очевидно сценарий сиквела получился слабее, чем сценарий первой части – жалко!
Тем не менее “Сундук мертвеца” – это весьма достойное продолжение “Черной жемчужины”, чьи создатели более-менее бережно отнеслись к истории и персонажам приквела.
"На краю света"
#накраюсвета
“На краю света” – это прямое продолжение “Сундука мертвеца”, чье действие начинается сразу после окончания предыдущего фильма.
На уровне в фильме остались спецэффект, экшен-сцены, актерская игра (вообще всего каста) и проработка персонажей, старых и относительно новых. По-прежнему, фильм выглядит дорого, красиво и, в целом, внешне достойно.
Главной проблемой триквела “Пиратов” стал сценарий, что было ожидаемо. История начала себя изживать и приобретать некую камерность, не вписывающуюся в планы Диснея на франшизу от слова “совсем”. Вот и пришлось срочно придумывать что-то новое, порой пренебрегая уже заданными правилами вселенной. Где, к примеру, был Совет пиратского братства все два фильма? Почему он должен собираться именно после исполнения пиратской песни? С чего вдруг появился отец Джека Воробья, если в “Проклятии Черной жемчужины” и “Сундуке мертвеца” о нем и слова не было? Хотя, вероятно, это была некая дань уважения Киту Ричардсу, символично сыгравшему отца Воробья, потому что именно его поведение на сцене легло в основу образа капитана. Почему Дэйви Джонс не чувствует, что Джек Воробей сбежал из его тайника со своей Черной жемчужиной? Ну, и все в таком роде. Но, к счастью, создателям хватило ума не вводить новых героев в триквел (Сяо Фэнь – не в счет), ибо счетчик персонажей, за которым надо было наблюдать начал зашкаливать.
И все-таки у “На краю света”, со всеми своими минусами, получилось очень органично и даже мило закончить пиратскую историю на мажорной ноте, правильно завершив истории всех ключевых персонажей и подарив даже Дэйви Джонсу своеобразный хэппи-энд.
"На странных берегах" и "Мертвецы не рассказывают сказки". Что пошло не так?
#настранныхберегах
#мертвецынерассказываютсказки
Ответ на вопрос: что пошло не так до невозможности прост: “Проклятие Черной жемчужины”, “Сундук мертвеца” и “На краю света” – это цельное, законченное произведение, не нуждающееся в продолжении. Однако непонятно зачем появились квадриквел и пятиквел.
Сразу бросается в глаза, что в следующих двух фильмах главным героем сделался Джек Воробей. Поистине провальное решение выводить трикстера на первый план повествования, потому что Воробей – совершенно невозможен как отдельный персонаж со своей историей. Еще ему в товарищи выдали героя Джеффри Раша, который тоже на главного героя никак не тянет.
Появились новые персонажи, которые являются лишь жалким копированием тех, от которых проект избавился. В “На странных берегах” героиня Пенелопы Крус – некое крайне неудачное смешение Тиа Дальмы и Элизабет, а в “Мертвецах” – Генри Тернер и его подружка – отвратительная калька с персонажей Блум и Найтли. Злодеями фильма также стали герои-клоны Дэйви Джонса, который выглядят один жальче другого. И если раньше новые персонажи такие, как тот же Дэйви Джонс, Тиа Дальма и лорд Беккет были интересны и встречались зрителем с теплом, то в последних фильмах новые герои способны вызвать лишь раздражение.
Из-за невозможности грамотно продолжить историю в основу сценарием положили все возможные легенды и сказки, будь то русалки или трезубец Посейдона. И, конечно, в последних двух фильмах похерены буквально все правила, на которых держалась оригинальная трилогия. На фоне этого даже сама картинка стала выглядеть дешевле. Это только подтверждает, что каким бы классным не был визуал без более-менее грамотного сценария – это ничто.
Для зрителей легендарной пиратской франшизы история любимых героев закончилась на картине “На краю света”, оттого все новые творения, которые лишь паразитируют на заслугах культовой трилогии, будут выглядеть как низкопробный ширпотреб, наполненный сальными шутками и бессмысленными экшен-сценами.
Спасибо за чтение 💖
#кино #обзорфильма #киномания