В Макариху наконец-то нагрянули газовщики. Уж сколько деревенские писем написали, сколько звонили, просили, требовали. И вот ранним августовским утром местное сарафанное радио, в лице бабы Клавы, на всю улицу возвестило:
- Бабоньки, наконец-то, услышаны наши молитвы, газ будет!!!
На улице тут же образовалась кучка жителей, самых пробивных отправили узнавать что да как. Возле поворота на деревню стояла белая газель с логотипом компании, исполняющей мечты. Недалеко от неё три бравых молодца в сине-голубых спецовках вбивали колышки, натягивали полосатую ленту, что-то измеряли специальными приборами.
- Сказали, что сейчас магистральную трассу разместят, а уж после обеда и до деревни доберутся, - важно повторял слова газовщиков дед Михаил. - Здесь когда натянут ленту, то желающим подвести газ замеры к дому сделают, договоры составят.
Все понимающе закивали головами. Деревня древняя, жили здесь в основном старики, печки топить тяжело, а с газом как хорошо. Включил аппарат, и вот тепло в доме, давно ждали мастеров. Соседняя Литвиновка уже три года с газом, а до них всё никак не доходила очередь.
- Надо парням обед сготовить, что ж они сухомятку то есть будут, - рассуждала баба Катя. - Пойду щей сварю погуще, да пирожков налеплю, у меня тесто поставлено. Дед, пойди к ним, скажи пусть на обед заходят, - и, не принимая отказов, направилась домой кухарить.
Остальные бабульки ещё немного постояли и тоже разошлись по домам, ждать, когда заветная служба по домам пойдет.
К обеду газель уже стояла в деревне. После Катькиных щей с пирогами ребята двигались медленнее, но работа есть работа, по плану сегодня нужно закончить. Место трубы по улице наметили быстро, начали делать отводы к домам. Пожелания тут не учитывались, вели по нормам и правилам безопасности. На постоянные вопросы о сроках отвечали одно: "как начальство решит".
Вечером бабки взяли парней в оборот, недообмерянным остался один дом в конце улицы. Дом принадлежал деду Антипу, сколько ему не кричали и не стучали, он калитку не открывал.
- Ну чего расстроились, небось спит уже дед. Оставайтесь у нас ночевать, утром выйдет, тут вы его и спросите. И не переживайте, постелим не хуже гостиницы, накормим вкусно, а ещё и рюмочку нальём. Нюркин самогон на весь район славится, забористый, а похмелья нету.
Работнички согласились. Во дворе у Катьки накрыли стол общими силами, началась гулянка. Каждый второй тост был про то, чтоб быстрее газ провели. Разгорячились все, а один из молодцов возьми и ляпни:
- Ну если вы так хотите всё ускорить, то давайте договоры составлять. Внесёте предоплату, мы в контору привезём и там уж им не отвертеться. К сентябрю протянут вам трубу, может и до этой зимы успеют подключить всю деревню.
Радости было, бабки засуетилась, для составления договоров нужны были документы на дом и паспорт. Заполнять бумаги посадили непьющего газовщика Фёдора.
Фёдор вписывал данные быстро и аккуратно, в каждый файлик с договором вкладывал предоплату - пятьдесят тысяч рублей, запечатывал степлером, и готовый конверт убирал в сумку. Второй экземпляр договора вручал хозяину. Один дом остался без предоплаты, деда Антипа, но его за столом не было.
- Пойду схожу, может получится, - Федор встал из-за стола.
- На, возьми бутылку, в честь такого дела и Антипке не жалко, - баба Катя сунула в руку Фёдора поллитровку.
Фёдор сунул бутылку в карман, на плечо закинул сумку с бумагами и поплелся по тёмной улице к дому старика.
Подойдя к калитке газовщик от неожиданности матернулся. По ту сторону забора стоял худощавый небритый дед с вслокоченными седыми волосами.
- Фу, дед, чего пугаешь то?
- Прям и пугаю? А ты чего по ночам по чужим дворам ходишь?
- Так я пришёл сюда договор на газификацию подписать. Будем в дом газ проводить? - спросил Фёдор старичка.
- А кто газ то ведёт? Первый раз про это слышу, - дед внимательно смотрел на Федьку.
- Известно кто, ты дед не бойся, у нас всё официально, договор имеется, предоплату уже все кроме тебя внесли, - парень нетерпеливо переминался с ноги на ногу.
- Ну раз официально, то пойдём в дом, за столом сподручнее бумаги то заполнять, - Антип отпер калитку и пошёл к крыльцу, махнув рукой Фёдору, чтоб не отставал.
В избе у Антипа было совсем бедно. Посередине стояла печь, за ней кровать, а рядом стол с тремя стульями.
- Дед, а у тебя деньги то есть, - обведя взглядом обстановку спросил Фёдор.
- А сколько надо? - ответил вопросом на вопрос Антип.
- Пятьдесят тысяч, - всё ещё стоя на пороге произнес парень.
- Найду, - протянул старик и поманил Фёдора за стол, - давай, доставай свои бумажки, будем договор подписывать.
Федя прошел по скрипучим половицам, сел на старый шаткий стул и достал из сумки два экземпляра договора и ручку.
- Паспорт надо и свидетельство на дом, - оповестил он Антипа, но вместо документов старик поставил на стол два стакана и тарелку с солёными огурцами.
- Доставай что принёс, сейчас накатим по стакашку, - дед в предвкушении потирал ладони.
Фёдор вынул из кармана самогон и напомнил про документы.
- Да погоди ты со своими данными, - Антип наполнил стаканы и один протянул Фёдору, - неуважаешь? Или кишка тонка?
Парень сначала пытался отнекиваться, потом ссылался на гастрит, на то что вообще не пьет алкоголь, но дед стоял на своем. Наконец Федя сдался, и жгучий Нюркин самогон прокатился по его пищеводу, затормозив в желудке. Приятное тепло быстро наполнило тело, контроль потерялся. За первым стаканом быстро пошёл второй и третий. Огурцы одиноко скучали на столе.
- Дед, я спать, - заплетающимся языком пролепетал Федя и рухнул всем телом на кровать Антипа.
- Ну спать, так спать, - старик деловито надел очки и внимательно прочитал договор. Взяв с печки мобильник, вышел во двор и позвонил сыну-участковому.
Утром возле Катькиного дома уже стоял ментовской воронок, полусонных газовщиков грузили в клетку. В газели с голубым логотипом устроили обыск, и отправили её на штрафстоянку. Стариков опросили, составили протокол и уехали.
- Вот черти, - словно очнувшись заголосила баба Нюра, - на святом играют, совести у них нет.
- Не ори, дура, дело сделано уже, пойдём к Антипу деньги меченые сдавать, - одёрнула ее баба Катя.
За столом у отца сидел Колька участковый и собирал у деревенских по оставшиеся пятьдесят тысяч меченых рублей. Сумка с договорами стояла рядом.
- Спасибо, бать, помогли. Мы этих тварей уже не первый год ловим, а они как заговорённые. А насчёт газа не волнуйтесь, к этой зиме не обещаю, а к следующей точно проведут. Обещаю.
------------------------
#жизненнаяистория #деревня
#деревенскиебудни