Найти в Дзене

Как уголь пришел в дома американцев или что предстоит "зеленой энергетике"

До начала 1800-х годов американцы сжигали очень мало угля. Местность была покрыта густыми лесами, а древесина стоила дешево. В большинстве домов был один или несколько дровяных каминов. В стране было не так много заводов, которые требовали серьезного количества энергии, а уголь был нишевым топливом, используемым, например, кузнецами, которым для работы требовались высокие температуры.

стоковое фото
стоковое фото

Но даже в те времена, по мере того, как города быстро росли и требовали все больше топлива, американцы быстро вырубали леса на прилегающих территориях. Дрова стали дефицитными и дорогими. Уже в 1744 году Бенджамин Франклин оплакивал бедственное положение своих собратьев-филадельфийцев:

Древесина, наша общая древесина, которая в течение этих 100 лет могла быть у каждого Дома, теперь должна доставляться за 100 миль в некоторые города и составляет очень значительную статью расходов семей.

Иоганн Давид Шепф, немецкий врач и ботаник, путешествовавший по Америке во время и после Войны за независимость, беспокоился, что все это сжигание дров “не оставит [американским] внукам кусочка дерева, на который можно повесить чайник”.

Отчасти проблема заключалась в том, что камин был очень расточительным способом обогрева дома, поскольку много тепла попросту уходило в дымоход. “Многие дровяные печи на открытом огне были просто безумно неэффективны”, - говорит Кристофер Джонс, историк из Университета штата Аризона, изучающий раннюю американскую энергетику.

Америка, в прямом смысле, сидела на ответе на этот топливный кризис в виде угля, а в частности - залежей антрацита в Пенсильвании. Антрацит идеально подходил для сжигания в домах, потому что он выделял не так много дыма, как “мягкий” битуминозный уголь. Уголь перестал быть просто топливом кузнецов, он стал популярным товаром, и добыча полезных ископаемых росла: компании начали все более амбициозные разработки антрацита, а затем начали строить каналы и железные дороги, чтобы распределять топливо на Восток и Юг.

Но убедить американцев использовать новое топливо оказалось непросто. В годы, предшествовавшие массовым фабрикам, основными потребителями электроэнергии были домашние хозяйства; по словам Джонса, “дома были плацдармом” для угля. Дом за домом торговцы углем должны были убедить американцев перейти на древесину.

Одно из препятствий было технологическим: для сжигания угля требовались металлические печи, которые пока были дорогими и редкими. Но более сложный барьер был культурным: многие люди ненавидели эстетику новых печей, потому что они были закрытыми, и нельзя было увидеть пламя внутри, как в традиционном камине. В своих статьях и выступлениях видные граждане протестовали, осуждая печи как, по своей сути, неамериканские.

Культурные споры накапливались. Пища, приготовленная в печах, запекалась, а не жарилась, и это тоже оскорбляло вкусы некоторых американцев. Тем временем Эндрю Джексон Даунинг, один из первых ландшафтных архитекторов, утверждал в 1850 году, что печи “являются тайными отравителями”, хуже, чем “рабство... табак [или] патентованные лекарства”. (теории заговора, такие теории))))

“Люди обвиняли угольные печи в ухудшении зрения, нервных расстройствах, облысении и кариесе”, - говорит Барбара Фриз, автор книги "Уголь: история человека". Он, конечно, пах менее приятно, чем дерево. Кроме того, уголь, особенно "мягкий", образует сажу, которая загрязняет города опасными частицами.

Помимо "общекультурной" негативной реакции, уголь принес и другие проблемы. Антрацитовые печи часто требовали многократных попыток разжечь пламя и постоянной возни с кочергой. В руководстве для слуг 1827 года этому искусству было посвящено целых 15 страниц. Анализ одного периода показал, что новые печи добавили час работы к домашним обязанностям домохозяйки.

Тогда горнодобывающая и железнодорожная отрасли отправились в маркетинговый заплыв. Они устраивали демонстрации в отелях, приглашая любопытных местных жителей поразиться тому, сколько тепла может вырабатывать угольная печь. Некоторые богатые представители элиты вели себя как влиятельные люди в Instagram, проповедуя антрацит и создавая романтическое представление об угле как о “модном топливе”, - рассказал Шон Адамс, профессор истории Университета Флориды и автор книги "Домашний огонь: как американцы сохраняли тепло в 19 веке". Богачи часто также были инвесторами в шахты и железные дороги, поэтому они были кровно заинтересованы в том, чтобы поднять цены на уголь. А проще всего это сделать, если увеличить спрос.

В письме 1825 года, рекламирующем уголь, издатель из Филадельфии Мэтью Кэри хвастался, что в холодные месяцы в его комнате поддерживается температура 60 градусов по Фаренгейту (15,56 Цельсия). “Раньше мои ноги почти всегда мерзли по ночам, зимой”, - писал он. “С тех пор, как я начал использовать уголь, эти проблемы полностью устранены”. (так и хочется добавить, что ещё вернулась жена, и снова стали расти волосы)

Правительство также помогало: государственные чиновники провели опросы, чтобы определить доходность угольных месторождений, а затем опубликовали результаты, чтобы внушить доверие инвесторам. Чтобы сделать топливо и печи более доступными для семей с низким доходом, угольные компании договорились закупать уголь оптом летом, когда цены были низкими, чтобы продавать его бедным зимой, и даже одалживали металлические печи самым бедным.

Постепенно технология тоже совершенствовалась. К середине 19-го века новые печи позволяли просто засыпать топливо в верхнюю часть, облегчив обслуживание. А производители печей уделяли большое внимание дизайну своих моделей, и некоторые из них стали предметами декора.

К 1860—м годам американские домохозяйства наконец перешли на уголь. Это было дешевле, чем дрова; например, в 1831 году, по оценкам Адамса, семья потратила бы 4,50 доллара на уголь (зимой), в то время как дрова обошлись бы им в 21 доллар. Тем не менее, снабжение иногда было проблемой. У богатых было достаточно средств, чтобы покупать уголь оптом, поэтому они получали уголь дешевле, чем бедные. Местные торговцы углем стали предметом насмешек среди низших классов, их высмеивали в песнях и стихах за их неуёмную жадность.

“[Торговцы углем] были повсюду в конце 19—го века - и все их ненавидели”, - говорит Адамс.

Но это не остановило быстрое наступление угля. Уже к 1885 году дома сжигали больше угля, чем дров. В крупных городах новое топливо окончательно победило.

В наши дни необходимость перехода на возобновляемые источники энергии кажется тревожно очевидной. Как отмечают историки, изучение критики угля как нового источника энергии в 18-19 вв, может подготовить нас к предстоящим трудностям: она показывает, что переход на новые виды топлива может быть беспорядочным и очень трудным.

"Многие угольные компании обанкротились в 19 веке; это была невероятно дезорганизованная отрасль”, - говорит Адамс. "Энергетические переходы занимают много времени...”.

Более того, уголь показывает необходимость дальнейших технологических прорывов, чтобы сделать “новое” топливо менее хлопотным. Вместе с углем американцам нужны были улучшенные печи и железные дороги для его транспортировки; сегодня нам нужны новые способы хранения и транспортировки возобновляемой электроэнергии. Только внедрение новинок поможет популяризировать зеленую энергетику.

Использованы материалы:

https://despardes.com/when-coal-first-arrived-americans-said-no-thanks/