Эх, повелась я на название и аннотацию… Нет, по идее, название и аннотация вполне соответствуют содержимому – «ироничная, иногда грустная, иногда смешная» неплохая проза. Но осталось чувство не то разочарования, не то досады. Первая мысль после того, как дочитала книгу: «Могло быть и лучше».
В книгу вошли шесть рассказов, объединённых одной общей темой. Какой – понятно из названия. Все рассказы, кроме, пожалуй, одного, изложены в одинаковой неспешной, затянутой манере. Автора то и дело уносит куда-то в сторону от основной сюжетной линии. Такое ощущение, что он просто следует за своей мыслью, как герой из сказки за катящимся клубочком. Куда мысль заведёт – о том и пишет, пока сам же себя не оборвёт.
Пробегусь отдельно по каждому рассказу.
«Белая шляпа старой балерины». Каждый день, сидя в кафе на морском побережье, рассказчик наблюдает за женщиной в белой шляпе. Однажды она подходит к его столику, и выясняется, что это знакомая его молодости, у них даже были отношения. Она его узнала, он её – нет. Она напоминает ему об их общем прошлом и рассказывает, как сложилась её дальнейшая судьба. Рассказ оставляет после себя светло-грустное послевкусие.
«А теперь – беги!..». Главный герой Гена становится причиной смерти своей любовницы – она отравилась таблетками. После похорон Гена и Валя, муж этой женщины, начинают близко общаться, даже становятся друзьями. Но однажды Валя узнаёт правду и грозится убить Гену. Тому приходится спасаться бегством. Он убегает, а Валя гонится за ним. Этот рассказ выбивается из всех остальных, и, на мой взгляд, он лучший в книге.
«Похищение и наказание» (комедийный детектив с приятным финалом). Дочь олигарха Дуня влюбляется в начинающего актёра Максима. Максим принадлежит к другой, интеллигентной, прослойке общества, такие девушки, как Дуня, ему не интересны. Дуня страдает, и её отец решает похитить предмет дочкиных страданий, чтобы она наигралась с ним и успокоилась.
Когда я дочитала до этого момента, моя душа возликовала. Вот, думаю, сейчас будет что-то необычное и интересное! Но… в дело вмешались родители Максима и всё испортили. Им удалось перехитрить олигарха и вызволить сына. На этом детектив заканчивается. Затем долго повествуется об актёрской карьере Максима, о его любви к девушке по имени Джульетта, о связи этой Джульетты с итальянским певцом… Зачем? Чтобы показать, как много времени утекло? Или чтобы читатель забыл о Дуне так же, как Максим, и его встреча с ней в конце стала неожиданностью для всех? Для меня не стала, я ждала появления Дуни всё равно. Финал у рассказа открытый, автор предлагает читателю самому дофантазировать, что будет с героями дальше.
Интересный ход, жаль только что такой же ход используется и в другом рассказе «На костылях любви». Хоть и не с основными героями, но… ведь это уже было, зачем повторяться? Этот рассказ тоже показался мне чересчур затянутым. В нём очень длинная предыстория, в которой автор знакомит читателя с двумя друзьями, пожилыми мужчинами. Сидор и Василий одиноки, одного жена бросила, у другого умерла. Их единственное развлечение – разговоры друг с другом, в которых они любят, к примеру, постебаться над народными поговорками. А потом Сидор неожиданно встречает библиотекаря Энгелину, которая намного младше его. У них случается любовь и свадьба. Автор делает оговорку в этом рассказе, что ему не то чтобы нравятся «сусально-ванильные хэппи-энды», просто у нормальных людей теплеют глаза, когда у кого-то всё хорошо складывается.
Видимо автору очень хочется, чтобы у читателя потеплели глаза – у остальных двух рассказов «Чисто конкретно про любовь» и «Сердцеед» тоже сусально-ванильные концовки. Эти рассказы композиционно похожи между собой: рассказчик в них снова сидит за столиком в кафе, к нему подсаживаются мужчины, движимые желанием излить душу и поведать о своих разбитых сердцах. В первом это отсидевший срок за нанесение тяжких телесных повреждений «раб любви», во втором – известный на всю страну бард. А в финале появляются их возлюбленные и осчастливливают страдальцев своим появлением.
Рассказ «Чисто конкретно про любовь» я бы тоже выделила. Он такой иронично-горьковатый, хоть для героя всё и заканчивается хорошо.
И ещё, несмотря на ироничный слог, которым написана вся книга, я не смогла проникнуться иронией к историям персонажей. Ирония была для меня отдельно, любовь – отдельно.
Как-то так.
Читали эту книгу? Что думаете?