Найти тему
Фонд Теософия

Научно-исследовательский семинар "Тайная Доктрина Е. П. Блаватской", Люк Майкл Айронсайд (Марокко), 31 октября 2020 год

Теософское общество Филиппин (Марокко) Люк Майкл Айронсайд

Пролог Тайной Доктрины

"Тайная Доктрина", широко известная как "великий опус" мадам Блаватской, была впервые опубликована в 1888 году и с тех пор никогда не выходила из печати.

Новаторская работа своего времени, бросившая вызов суевериям и догматизмам традиционной религии и науки, Тайная Доктрина продолжает и по сей день оказывать глубокое влияние на жизнь духовных искателей и исследователей со всех уголков мира.

Написав подзаголовок “Синтез Науки, Религии и Философии” Блаватская начала работу со следующего посвящения:

“Эту работу я посвящаю всем истинным теософам, в каждой стране и каждой расе, ибо они призвали ее, и для них она была записана”.

Приступая к изучению Тайной доктрины, мы начинаем с Трех Фундаментальных Положений, осмысление которых необходимо для понимания всего последующего; как только ученик постигает их, он постигает сущность самой Тайной доктрины. Эти предложения встречаются на страницах 14-20 первого тома, но здесь они суммируются следующим образом:

“Тайная Доктрина устанавливает три основных положения…”

-2

1. Вездесущий, Вечный, Безграничный и Неизменный Принцип, на котором невозможно всякое умозрение, поскольку он превосходит силу человеческого понимания.…

Это Абсолют – Единая реальность – “Единая Абсолютная Реальность, предшествующая всему проявленному, обусловленному бытию”. Она часто упоминается в западной философии под термином “Первопричина”, и все же лучше понимается из теософской концепции как термин “Беспричинная Причина” – то, что бесконечно, непроявлено и непроявимо, но в то же время является источником, из которого проистекает все остальное.

Слово “Абсолют” здесь употребляется в смысле Безусловного; Свободного от препятствий ограничения; Завершенного в себе; Не зависящего ни от чего другого; То, что актуально; Реально. Абсолют по необходимости непостижим для конечного разума; Уильям Куан Джадж в "Океане теософии" пишет по этому поводу, что “относительно Абсолюта мы можем только сказать, что Он есть. Никто из великих учителей Школы не приписывает Абсолюту качеств, хотя все качества существуют в Нем”.

«Тайная доктрина» представляет два аспекта этой “Бытийности”- с одной стороны, она символизируется Абсолютным Пространством, которое является семенем концепции Пространства, и Абсолютным Движением, представляющим безусловное сознание, которое является зародышем концепции сознания.

В то время как Вселенная пронизана двойственностью видимых форм, противоположные полюса субъекта и объекта, духа и материи являются лишь аспектами фундаментального единства, лежащего в их основе. Сам Абсолют ни проявлен, ни манифестируем; Он один бесконечен и вечен; Вселенная формы есть лишь преходящая видимость, или Майя.

-3

Это положение утверждает единство и тождество всей жизни. Оно предполагает изначальный, однородный Источник, из которого возникают дифференциации субстанции. Единое проявляется как множество – отсюда возникает множественность форм в природе и разнообразие космической жизни.

“Далее, Тайная Доктрина утверждает:…”

2. Вечность Вселенной в целом как безграничного плана; периодически “площадка бесчисленных вселенных, непрерывно проявляющихся и исчезающих”…

-4

Это положение относится к Дням и Ночам Брамы – периодическим циклам рассвета и заката; первичное излучение из тьмы космической ночи и повторяющееся возвращение к таковым. Это периоды появления и активности, или Манвантары, и исчезновения и бездействия, или Пралайи.

-5

Это второе положение должно быть понято в относительных терминах. Это означает, что в периоды творческой бездеятельности, или Пралайи, в какой-либо конкретной Вселенной, все же существует активность в бесчисленных других вселенных во время их периодов Манвантары. В то время как в одной Вселенной или системе Вселенных это Творческая Ночь, где-то еще существует интенсивная деятельность Творческого Дня.

«Тайная Доктрина» учит, что эта конкретная Вселенная является лишь одной из многих таких вселенных – фактически, Мультивселенной вселенных, которые постоянно создаются и разрушаются в соответствии с циклическим законом.

-6

“- Более того, Тайная Доктрина учит:…”

3. “фундаментальное тождество Всех Душ с универсальной Сверхдушой, причем последняя сама является аспектом Неизвестного Корня; и обязательное паломничество каждой Души – искры первой – через Цикл Инкарнации (или “Необходимости") в соответствии с Циклическим и Кармическим законом в течение всего срока.”

-7

На фундаментальном уровне вся жизнь едина. Все мы – искры Божественного Пламени, лучи Божественного Солнца. Эта искра и есть наше истинное Я – то, что является высшим принципом человека – Атман.

Нет истинного разделения – каждый из нас – Жемчужина на золотой цепи духа, и таким образом мы едины со всей жизнью, со всем, что существует. Говоря словами Упанишад, “этот Атман есть Брахман”.

Каждая Божественная Искра находится в путешествии – пути паломничества, – которое составляет всю жизнь. Это паломничество ведет нас через множество циклов воплощений, с нашими повторяющимися рождениями, смертями и перерождениями на этом пути. Это священный процесс, управляемый Законами Кармы и Перевоплощения, которые ведут паломника вперед и удерживают его на правильном пути.

-8

Это путешествие происходит по дороге Кармы – это наше паломничество по пути возвращения от Множества обратно к Единому. На этом пути мы все больше осознаем свое единство со всем сущим и реальность Божественной Искры внутри нас, нашего Истинного "Я", того бессмертного и вечного принципа, который принципиально неотделим от Вселенского Духа, из которого он исходит и к которому он со временем вернется.

Конечно, никто не обязан принимать эти три фундаментальных положения (поскольку это принятие должно быть добровольным, а не вынужденным) – и все же необходимо ясно понимать их, чтобы чтение "Тайной доктрины" имело какой-либо смысл.

Всеобъемлющее понимание этих положений поможет ученику правильно понять лучшее из книги и пролить свет на многие идеи, которые в противном случае казались бы запутанными и непонятными.

Так, Елена Петровна Блаватская пишет: “таковы основные понятия, на которых покоится Тайная доктрина..., они действительно содержатся – хотя слишком часто под обманчивой личиной – в каждой системе мысли или философии, достойной этого названия. Как только читатель достигнет ясного понимания их и поймет свет, который они проливают на все проблемы жизни, он не будет нуждаться в дальнейшем оправдании в его глазах, потому что их истина будет для него столь же очевидна, как солнце на небе”.

Хотя Тайная доктрина была доступна всем и каждому, она не была написана для всех и каждого; скорее, это эзотерический текст, предназначенный для искреннего ученика Учения Вечной Мудрости – это, действительно, по словам Мастера К. Х., “воплощение оккультных истин, которые сделают ее источником информации и наставлений для серьезного ученика на долгие годы вперед”.

Значение этой работы остается беспрецедентным и по сей день – ее объем и широта содержания и истин выходят за рамки любого произведения оккультной философии, предшествующего или следующего ей. Мы можем быть уверены, что в грядущие времена влияние и значимость Тайной доктрины будут постоянными; чтобы посеять в сердцах ее учеников семена мудрости, которые со временем расцветут в свете Божественного.

О спикере:

Люк Майкл Айронсайд - теософский лектор и писатель из Великобритании, член Теософского общества, Адьяр. Он читал лекции в ложах Индии, Филиппин и Великобритании, а также писал для различных теософских журналов по всему миру. Ранее он занимал пост президента ложи Пранава Теософского общества на Филиппинах, где регулярно читал лекции в Национальной штаб-квартире, а в 2018 году выступал на 142-м Международном конгрессе в Адьяре. Люк тесно сотрудничает с различными Теософскими группами по всему миру и является редактором журнала Theosophical Vector, издаваемого международным теософским издательством ALBATROSS. В настоящее время Люк является директором Виртуального центра теософических исследований.

Фонд содействия развитию социально значимой и просветительской деятельности «ТЕОСОФИЯ»