Теософское общество Филиппин (Марокко) Люк Майкл Айронсайд
Пролог Тайной Доктрины
"Тайная Доктрина", широко известная как "великий опус" мадам Блаватской, была впервые опубликована в 1888 году и с тех пор никогда не выходила из печати.
Новаторская работа своего времени, бросившая вызов суевериям и догматизмам традиционной религии и науки, Тайная Доктрина продолжает и по сей день оказывать глубокое влияние на жизнь духовных искателей и исследователей со всех уголков мира.
Написав подзаголовок “Синтез Науки, Религии и Философии” Блаватская начала работу со следующего посвящения:
“Эту работу я посвящаю всем истинным теософам, в каждой стране и каждой расе, ибо они призвали ее, и для них она была записана”.
Приступая к изучению Тайной доктрины, мы начинаем с Трех Фундаментальных Положений, осмысление которых необходимо для понимания всего последующего; как только ученик постигает их, он постигает сущность самой Тайной доктрины. Эти предложения встречаются на страницах 14-20 первого тома, но здесь они суммируются следующим образом:
“Тайная Доктрина устанавливает три основных положения…”
1. Вездесущий, Вечный, Безграничный и Неизменный Принцип, на котором невозможно всякое умозрение, поскольку он превосходит силу человеческого понимания.…
Это Абсолют – Единая реальность – “Единая Абсолютная Реальность, предшествующая всему проявленному, обусловленному бытию”. Она часто упоминается в западной философии под термином “Первопричина”, и все же лучше понимается из теософской концепции как термин “Беспричинная Причина” – то, что бесконечно, непроявлено и непроявимо, но в то же время является источником, из которого проистекает все остальное.
Слово “Абсолют” здесь употребляется в смысле Безусловного; Свободного от препятствий ограничения; Завершенного в себе; Не зависящего ни от чего другого; То, что актуально; Реально. Абсолют по необходимости непостижим для конечного разума; Уильям Куан Джадж в "Океане теософии" пишет по этому поводу, что “относительно Абсолюта мы можем только сказать, что Он есть. Никто из великих учителей Школы не приписывает Абсолюту качеств, хотя все качества существуют в Нем”.
«Тайная доктрина» представляет два аспекта этой “Бытийности”- с одной стороны, она символизируется Абсолютным Пространством, которое является семенем концепции Пространства, и Абсолютным Движением, представляющим безусловное сознание, которое является зародышем концепции сознания.
В то время как Вселенная пронизана двойственностью видимых форм, противоположные полюса субъекта и объекта, духа и материи являются лишь аспектами фундаментального единства, лежащего в их основе. Сам Абсолют ни проявлен, ни манифестируем; Он один бесконечен и вечен; Вселенная формы есть лишь преходящая видимость, или Майя.
Это положение утверждает единство и тождество всей жизни. Оно предполагает изначальный, однородный Источник, из которого возникают дифференциации субстанции. Единое проявляется как множество – отсюда возникает множественность форм в природе и разнообразие космической жизни.
“Далее, Тайная Доктрина утверждает:…”
2. Вечность Вселенной в целом как безграничного плана; периодически “площадка бесчисленных вселенных, непрерывно проявляющихся и исчезающих”…
Это положение относится к Дням и Ночам Брамы – периодическим циклам рассвета и заката; первичное излучение из тьмы космической ночи и повторяющееся возвращение к таковым. Это периоды появления и активности, или Манвантары, и исчезновения и бездействия, или Пралайи.
Это второе положение должно быть понято в относительных терминах. Это означает, что в периоды творческой бездеятельности, или Пралайи, в какой-либо конкретной Вселенной, все же существует активность в бесчисленных других вселенных во время их периодов Манвантары. В то время как в одной Вселенной или системе Вселенных это Творческая Ночь, где-то еще существует интенсивная деятельность Творческого Дня.
«Тайная Доктрина» учит, что эта конкретная Вселенная является лишь одной из многих таких вселенных – фактически, Мультивселенной вселенных, которые постоянно создаются и разрушаются в соответствии с циклическим законом.
“- Более того, Тайная Доктрина учит:…”
3. “фундаментальное тождество Всех Душ с универсальной Сверхдушой, причем последняя сама является аспектом Неизвестного Корня; и обязательное паломничество каждой Души – искры первой – через Цикл Инкарнации (или “Необходимости") в соответствии с Циклическим и Кармическим законом в течение всего срока.”
На фундаментальном уровне вся жизнь едина. Все мы – искры Божественного Пламени, лучи Божественного Солнца. Эта искра и есть наше истинное Я – то, что является высшим принципом человека – Атман.
Нет истинного разделения – каждый из нас – Жемчужина на золотой цепи духа, и таким образом мы едины со всей жизнью, со всем, что существует. Говоря словами Упанишад, “этот Атман есть Брахман”.
Каждая Божественная Искра находится в путешествии – пути паломничества, – которое составляет всю жизнь. Это паломничество ведет нас через множество циклов воплощений, с нашими повторяющимися рождениями, смертями и перерождениями на этом пути. Это священный процесс, управляемый Законами Кармы и Перевоплощения, которые ведут паломника вперед и удерживают его на правильном пути.
Это путешествие происходит по дороге Кармы – это наше паломничество по пути возвращения от Множества обратно к Единому. На этом пути мы все больше осознаем свое единство со всем сущим и реальность Божественной Искры внутри нас, нашего Истинного "Я", того бессмертного и вечного принципа, который принципиально неотделим от Вселенского Духа, из которого он исходит и к которому он со временем вернется.
Конечно, никто не обязан принимать эти три фундаментальных положения (поскольку это принятие должно быть добровольным, а не вынужденным) – и все же необходимо ясно понимать их, чтобы чтение "Тайной доктрины" имело какой-либо смысл.
Всеобъемлющее понимание этих положений поможет ученику правильно понять лучшее из книги и пролить свет на многие идеи, которые в противном случае казались бы запутанными и непонятными.
Так, Елена Петровна Блаватская пишет: “таковы основные понятия, на которых покоится Тайная доктрина..., они действительно содержатся – хотя слишком часто под обманчивой личиной – в каждой системе мысли или философии, достойной этого названия. Как только читатель достигнет ясного понимания их и поймет свет, который они проливают на все проблемы жизни, он не будет нуждаться в дальнейшем оправдании в его глазах, потому что их истина будет для него столь же очевидна, как солнце на небе”.
Хотя Тайная доктрина была доступна всем и каждому, она не была написана для всех и каждого; скорее, это эзотерический текст, предназначенный для искреннего ученика Учения Вечной Мудрости – это, действительно, по словам Мастера К. Х., “воплощение оккультных истин, которые сделают ее источником информации и наставлений для серьезного ученика на долгие годы вперед”.
Значение этой работы остается беспрецедентным и по сей день – ее объем и широта содержания и истин выходят за рамки любого произведения оккультной философии, предшествующего или следующего ей. Мы можем быть уверены, что в грядущие времена влияние и значимость Тайной доктрины будут постоянными; чтобы посеять в сердцах ее учеников семена мудрости, которые со временем расцветут в свете Божественного.
О спикере:
Люк Майкл Айронсайд - теософский лектор и писатель из Великобритании, член Теософского общества, Адьяр. Он читал лекции в ложах Индии, Филиппин и Великобритании, а также писал для различных теософских журналов по всему миру. Ранее он занимал пост президента ложи Пранава Теософского общества на Филиппинах, где регулярно читал лекции в Национальной штаб-квартире, а в 2018 году выступал на 142-м Международном конгрессе в Адьяре. Люк тесно сотрудничает с различными Теософскими группами по всему миру и является редактором журнала Theosophical Vector, издаваемого международным теософским издательством ALBATROSS. В настоящее время Люк является директором Виртуального центра теософических исследований.
Фонд содействия развитию социально значимой и просветительской деятельности «ТЕОСОФИЯ»